Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 мая 2001 г. N 45-Г01-17
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 3 мая 2001 г. гражданское дело по заявлению прокурора Свердловской области к Законодательному Собранию Свердловской области о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению подпункта 7 статьи 9; подпункта 6 статьи 10; подпункта 2 части 1 статьи 11; пункта 1, подпункта 10 пункта 3 статьи 14; статьи 24 Областного закона "О Совете общественной безопасности Свердловской области" от 23 июня 1997 года N 39-ОЗ с изменениями, внесенными Законом Свердловской области от 22 декабря 2000 года N 54-ОЗ, по кассационному протесту участвовавшего в деле прокурора на решение Свердловского областного суда от 22 февраля 2001 г., которым постановлено: "Заявление прокурора Свердловской области к Законодательному Собранию Свердловской области удовлетворить частично. Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 статьи 14 Областного закона "О Совете общественной безопасности Свердловской области" N 39-ОЗ от 23 июня 1997 года в части указания на то, что Секретарь Совета общественной безопасности "является должностным лицом Свердловской области". В остальной части прокурору Свердловской области в удовлетворении заявления отказать".
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации М.Г.В., объяснения представителя Губернатора Свердловской области Л.И.Н., заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ Л.И.Б., поддержавшей доводы кассационного протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:
20 мая 1997 года Областной Думой Законодательного Собрания Свердловской области принят Областной закон N 39-ОЗ "О Совете общественной безопасности Свердловской области". Данный Областной закон одобрен Палатой Представителей Законодательного собрания Свердловской области 17 июня 1997 года, подписан Губернатором Свердловской области и был опубликован в "Областной газете" N 96 от 1 июля 1997 года.
Законом Свердловской области N 54-ОЗ "О внесении изменений в Областной закон "О Совете общественной безопасности Свердловской области", принятым Областной Думой и одобренным Палатой Представителей Законодательного Собрания Свердловской области 15 декабря 2000 года, подписанным Губернатором Свердловской области 22 декабря 2000 года и опубликованным в "Областной газете" N 260-261 от 27 декабря 2000 года, статья 16 Областного закона "О Совете общественной безопасности", определявшая полномочия членов Совета общественной безопасности", была изложена в новой редакции.
Прокурор Свердловской области, действуя в защиту государственных и общественных интересов, обратился в суд с заявлением о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не подлежащими применению ряда положений Областного закона N 39-ОЗ от 23 июня 1997 года "О Совете общественной безопасности", а именно: подпункта 7 статьи 9; подпункта 6 статьи 10; подпункта 2 части 1 статьи 11; пункта 1, подпункта 10 пункта 3 статьи 14; статьи 24.
В обоснование заявления прокурором указано, что подпункт 7 статьи 9 и подпункт 6 статьи 10 названного Областного закона противоречат статье 8 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" от 17 ноября 1995 года N 168-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями), поскольку координацию деятельности правоохранительных органов по вопросам борьбы с преступностью осуществляют Генеральный прокурор Российской Федерации и подчиненные ему прокуроры, а указанные положения Областного закона придают Совету общественной безопасности Свердловской области часть функций прокуратуры Российской Федерации по данному вопросу. Кроме того, подпункт 7 статьи 9 данного Областного закона противоречит статье 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ, в которой исчерпывающим образом определены полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления. Закрепляя за Советом общественной безопасности Свердловской области функцию по разработке предложений по координации деятельности исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления в процессе исполнения принятых решений в сфере обеспечения общественной безопасности, Свердловская область, как субъект Российской Федерации, вышла за рамки полномочий, предусмотренных ст. 5 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Данный Федеральный закон, кроме того, не упоминает о совещательных органах, а именно к таковым, согласно ст. 6 названного Областного закона, относится Совет общественной безопасности.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату и номер Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" следует читать как "от 17 января 1992 г. N 2202-I"
Редакция подпункта 2 части 1 статьи 11, подпункта 10 пункта 3 статьи 14 указанного Областного закона предусматривает определенные права как Совета общественной безопасности, так и Секретаря Совета общественной безопасности в отношении всех должностных лиц, в том числе и должностных лиц территориальных федеральных органов исполнительной власти, а редакция статьи 24 данного Областного закона предусматривает определенные обязанности этих должностных лиц. Такое положение противоречит пункту "г" статьи 71 Конституции Российской Федерации и ряду положений законов Российской Федерации, в частности: статье 3 ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации", статье 25 Закона РФ "О милиции", части 6 статьи 8 Таможенного кодекса Российской Федерации, статье 3 Закона РФ "О налоговых органах РФ", статьи 4 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции.
Пунктом 1 статьи 14 названного Областного закона определен статус Секретаря Совета общественной безопасности как должностного лица. Однако это противоречит части 1 статьи 1 Федерального закона "Об основах государственной службы Российской Федерации", поскольку Совет общественной безопасности не относится к числу органов государственной власти субъектов Российской Федерации, является совещательным органом и, следовательно, Секретарь данного органа не может быть должностным лицом.
В судебном заседании представитель прокурора Свердловской области дополнительно пояснил, что доказательством противоречия оспоренных положений Областного закона федеральному законодательству являются пункты 7, 8, 9 Решения Совета общественной безопасности от 20 февраля 1997 года, утвержденного Указом Губернатора Свердловской области N 104 от 27 марта 1997 года.
По делу постановлено вышеприведенное решение.
В кассационном протесте указывается о несогласии с решением суда в части признания соответствующими действующему федеральному законодательству подпункта 2 части 1 статьи 11, подпункта 10 пункта 3 статьи 14, статьи 24 Областного закона "О Совете общественной безопасности Свердловской области" от 23 июня 1997 г. N 39-ОЗ с изменениями, внесенными Областным законом от 22 декабря 2000 г. N 54-ОЗ, ставится вопрос об отмене решения и направлении в этой же части дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В обоснование протеста указывается на то, что подпункт 2 части 1 статьи 11, подпункт 10 пункта 3 статьи 14 оспариваемого Закона предусматривают право Совета общественной безопасности запрашивать у органов исполнительной власти и их должностных лиц необходимую информацию, статистические и иные сведения, в необходимых случаях вызывать на свои заседания и заслушивать доклады должностных лиц по обсуждаемым вопросам. Статья 24 устанавливает соответствующие обязанности органов исполнительной власти и их должностных лиц по явке на заседания Совета общественной безопасности и предоставлению запрашиваемой информации. Эти положения областного закона не соответствуют федеральному законодательству, но это обстоятельство с ссылкой на новую редакцию ст. 16 Закона необоснованно судом противоречием не признано, так как и последняя редакция ст. 16 Закона области также не соответствует требованиям федерального законодательства.
Проверив материалы дела и обсудив доводы кассационного протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит его подлежащим частичному удовлетворению.
При вынесении решения в части, на которую принесен протест, суд исходил из того, что п/п 2 ч. 1 ст. 11, п/п 10 п. 3 ст. 14 и ст. 24 Областного закона по своему содержанию не противоречат федеральному законодательству. Указанные нормы Закона определяют необходимость обладания Советом общественной безопасности соответствующей информации в целях осуществления своей деятельности, которая реализуется и путем вызова и заслушивания должностных лиц по обсуждаемым вопросам, истребования документов.
Однако, с суждением суда согласиться нельзя, так как не противоречит ст. 71 Конституции РФ и федеральному законодательству лишь п/п 10 п. 3 ст. 14 Областного закона, предусматривающим, что необходимая информация может быть запрошена лишь в порядке, предусмотренном действующим законодательством. Что касается п/п 2 ч. 1 ст. 11 и ст. 24 этого Закона, то эти нормы являются непосредственно регулирующими деятельность Совета общественной безопасности, ими возлагаются обязанности на другие организации и лица по предоставлению информации и явки на заседания Совета, в то время, как федерального закона, предусматривающего такие обязанности, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации определила:
решение Свердловского областного суда от 22 февраля 2001 г. изменить.
Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующими не подлежащими применению со дня вступления в законную силу решения суда в части п/п 2 ч. 1 ст. 11 и ст. 24 Областного закона "О Совете безопасности Свердловской области" от 23 июня 1997 г.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 3 мая 2001 г. N 45-Г01-17
Текст определения официально опубликован не был