Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2001 г. N 48-Г01-21
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации
рассмотрела в судебном заседании от 24 апреля 2001 г. кассационную жалобу Законодательного Собрания Челябинской области на решение Челябинского областного суда от 26 января 2001 г. по заявлению прокурора Челябинской области о признании закона области частично противоречащим федеральному законодательству.
Заслушав доклад судьи В.В.П. и заключение прокурора В.Т.А. об оставлении решения суда без изменения, Судебная коллегия установила:
в соответствии со ст. 16 Закона Челябинской области от 10.01.2000 г. "О пожарной безопасности в Челябинской области" (в редакции Закона от 10.05.2000 г.) на юридические лица, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также другие субъекты предпринимательской деятельности, возложена административная ответственность за правонарушения в области пожарной безопасности в виде штрафа от 50 до 1000 минимальных размеров оплаты труда, а также определен порядок распределения денежных средств, полученных от применения штрафных санкций: 50 процентов направляется в областной бюджет и столько же - в филиал фонда пожарной безопасности по Челябинской области.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "от 10.01.2000 г. "О пожарной безопасности в Челябинской области" (в редакции Закона от 10.05.2000 г.)" имеется ввиду "от 28.12.1999 г. "О пожарной безопасности в Челябинской области" (в редакции Закона от 27.04.2000 г.)"
Согласно ст. 17 этого Закона привлечение названных в ст. 16 лиц к административной ответственности осуществляется на основании административного законодательства.
Прокурор области обратился в суд с заявлением о признании ст.ст. 16 и 17 областного закона противоречащим федеральному законодательству.
Решением Челябинского областного суда от 21 января 2001 г. заявление удовлетворено частично: ст. 16 оспариваемого Закона области признает противоречащей федеральному законодательству, не действующей, не подлежащей применению со дня вступления решения суда в законную силу и с последующим сообщением об этом в средстве массовой информации.
В остальной части заявление прокурора оставлено без удовлетворения.
В кассационной жалобе Законодательное собрание Челябинской области просит об отмене решения в удовлетворенной части заявления по мотивам нарушения норм процессуального и материального права.
Судебная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела и обсудив доводы кассационной жалобы, оснований для отмены решения суда не находит.
Вывод суда о том, что статья 16 закона области "О пожарной безопасности в Челябинской области" противоречит федеральному законодательству, является обоснованным.
Он основан на правильном применении ст. 39 ФЗ "О пожарной безопасности", согласно которой за правонарушения в области пожарной безопасности предприятия уплачиваются штраф в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации в размере до двух процентов соответствующих месячных фондов оплаты труда, а иные субъекты предпринимательской деятельности - в размере от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Устанавливая в нарушение данной нормы федерального закона единую штрафную санкцию от 50 до 100 минимальных размеров оплаты труда для всех юридических лиц, Законодательное Собрание области превысила свои полномочия.
При таких обстоятельствах и с учетом положений Конституции Российской Федерации п. "к", ст. 72, частей 2, 5 ст. 76 - суд правомерно признал оспариваемую прокурором ст. 16 областного закона противоречащей федеральному законодательству, не действующей и не подлежащей применению со дня вступления решения суда в законную силу.
Довод кассационной жалобы о соответствии этой нормы Закона ст. 27 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, устанавливающей минимальный и максимальный предел штрафов за административные правонарушения, не может повлечь отмену решения, поскольку судом правомерно применен специальный закон, регулирующий спорные правоотношения.
Решение суда является законным, обоснованным, нарушений норм процессуального права, в том числе и ст. 34 ГПК РСФСР, не допущено.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 294, 311, п. 1 ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия определила:
решение Челябинского областного суда от 26 января 2001 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Законодательного Собрания Челябинской области - без удовлетворения.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 24 апреля 2001 г. N 48-Г01-21
Текст определения официально опубликован не был