Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 625509-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Внесение изменений в Закон Российской Федерации от 27 ноября 1992 г. N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" (далее - Закон) обусловлено необходимостью:
приведения положений Закона в соответствие с изменениями законодательства Российской Федерации, произошедшими после 2005 года, а также учета международной практики регулирования страховой сферы;
устранения правовых пробелов и неточностей в Законе, влекущих неоднозначность в понимании и толковании его отдельных норм;
уточнения порядка и условий осуществления страховой деятельности на территории Российской Федерации на основе обобщения правоприменительной практики.
Вносимые изменения основываются на положениях Стратегии развития страховой деятельности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, одобренной Правительством Российской Федерации, и способствуют совершенствованию механизмов защиты прав потребителей страховых услуг, повышению ответственности субъектов страхового дела, прозрачности их деятельности.
В действующем законодательстве Российской Федерации отсутствует четкое разделение объектов, подлежащих страхованию в рамках личного и имущественного страхования, определенных пунктом 1 статьи 927 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
С этой целью в законопроекте уточняются объекты страхования жизни, иных видов личного страхования, страхования имущества, страхования финансовых рисков, страхования гражданской ответственности, объекты страхования предпринимательских рисков.
ГК РФ предусмотрена возможность страхования предпринимательского риска (пункт 3 статьи 929, статья 933), однако страховая защита в рамках данного вида страхования может быть предоставлена только предпринимателям. При этом оказываются незащищенными интересы граждан, которые при наступлении страхового случая могут понести дополнительные расходы, издержки и которым необходимо компенсировать утрату своих доходов.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "пункт 3 статьи 929" следует читать "подпункт 3 пункта 2 статьи 929"
В Законе также определен такой вид страхования как страхование финансовых рисков, однако его содержание полностью не раскрыто. На практике наиболее востребованным является страхование расходов лиц, выезжающих за границу, страхование на случай потери заработка (дохода) в результате потери работы, банкротства работодателя или иной организации, в которую вложены средства граждан на основании соответствующих договоров, возмещения судебных издержек. Наличие договора страхования расходов лиц, выезжающих за границу, является основанием для получения выездных виз. Законопроект предусматривает устранение данного законодательного пробела.
Законопроект предусматривает включение перестраховочных организаций в перечень участников отношений, регулируемых Законом. Это обусловлено необходимостью согласования норм Закона о получении лицензии на осуществление перестрахования, определения механизмов контроля за перестраховочными организациями и их статуса, а также позволит конкретизировать установленные Законом требования к ним, в частности, к наименованию субъекта страхового дела, платежеспособности и т.д.
В целях повышения прозрачности страховой деятельности законопроектом определены требования к содержанию единого государственного реестра субъектов страхового дела (наименование субъекта страхового дела, местонахождение, фамилия, имя, отчество руководителя, виды страховой деятельности, на которые выдана лицензия, санкции, примененные к субъекту страхового дела и т.д.), а также вводится в обязанность страховщиков информировать потребителей услуг о своей деятельности и предлагаемых условиях страхования.
Законопроектом уточняется порядок расчета органом страхового надзора размера (квоты) участия иностранного капитала в уставных капиталах страховых организаций, поскольку действующей нормой Закона не установлена дата, по состоянию на которую производится ее расчет, а также периодичность такого расчета. Законопроект предусматривает возможность осуществления страховыми организациями, имеющими долю иностранных инвесторов в своем уставном капитале менее 49 процентов, страхования жизни, обязательного страхования, обязательного государственного страхования, имущественного страхования, связанного с осуществлением поставок или выполнением подрядных работ для государственных нужд, а также страхование имущественных интересов государственных и муниципальных организаций в случаях, установленных федеральными законами о конкретных видах обязательного страхования.
В целях повышения доверия клиентов к страховым посредникам, их ответственности и профессионализма в законопроекте дано определение посреднической деятельности по страхованию и перестрахованию; определены страховые посредники (страховые агенты и страховые брокеры); определены различия в осуществляемой ими деятельности; установлено, что контроль за деятельностью страховых брокеров осуществляется органом страхового надзора, а контроль за деятельностью страхового агента - страховщиком, что соответствует международной практике регулирования деятельности страховых посредников. При этом необходимо отметить, что ответственность за исполнение договора страхования, заключенного с агентом или брокером, несет страховщик.
Для страховых брокеров, осуществляющих прием денежных средств от страхователей в счет оплаты договора страхования, установлены требования, направленные на исполнение ими обязательств, такие как: наличие банковской гарантии, договора страхования ответственности или уставного капитала в размере 3 млн. рублей.
В законопроекте уточнены понятия "страховая сумма" и "страховая выплата", в том числе учитывается возможность определения их размера в порядке, установленном законом или договором, определены получатели части инвестиционного дохода по договорам страхования жизни.
В законопроекте дано определение "франшизы" (условной и безусловной), что легализует ее применение страховыми организациями в практике заключения договоров имущественного страхования, уточнены понятия "сострахование" и сторон договора сострахования, установлена ответственность состраховщиков по доле принимаемых на себя обязательств, а также определены виды страхования, по которым может осуществляться сострахование.
Законопроект определяет объект перестрахования, перестраховщика, перестрахователя, формы и виды перестрахования, вводит меры регулирования деятельности перестраховщиков-нерезидентов, а также ограничивает возможность передачи каждым отдельным страховщиком в полном объеме риска выплаты в перестрахование, оставляя такую возможность только для страховых пулов.
Законопроектом расширено определение страховых пулов, выделена специфика их деятельности, уточнены условия участия в них страховщиков, определена специфика деятельности перестраховочных пулов, предусмотрена возможность участия перестраховщиков разных государств в деятельности пула.
В целях закрепления в законодательстве единых принципов и требований к проведению лицензирования, законопроектом уточнено понятие "лицензия" исходя из того, что лицензия - это разрешение на право осуществления вида деятельности, выданное лицензирующим органом, которая имеет документальное оформление в виде бланка лицензии, к которому также могут быть установлены определенные требования.
Законопроектом определено содержание формы документа, подтверждающего наличие лицензии (бланка лицензии). Перечень документов, представляемых лицензиатом для получения лицензии, разработан с учетом требований, установленных законопроектом для страховых брокеров, а также с учетом требований законов об отдельных видах обязательного страхования, в части соответствия страховых организаций требованиям по защите государственной тайны.
В законопроекте также предусмотрены изменения, направленные на повышение прозрачности процедуры лицензирования.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Проект федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" не предусматривает расходов за счет средств федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации"
Принятие законопроекта "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об организации страхового дела в Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия иных федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.