Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 632281-5"О донорстве крови и ее компонентов"
Досье на проект федерального закона
Важной составляющей здравоохранения является организация заготовки, хранения, транспортировки и обеспечения безопасности донорской крови и ее компонентов, которая обеспечивает оказание трансфузиологической (переливание крови и ее компонентов) помощи в мирное время и при различных чрезвычайных ситуациях, что имеет общегосударственный стратегический характер, затрагивающий вопросы безопасности страны.
Действующий Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 г. N 5142-I "О донорстве крови и ее компонентов" не в полной мере регулирует существующие правоотношения в сфере донорства крови, с учетом современных достижений трансфузиологии, а также международных стандартов в области донорства крови, выработанных, в том числе, в рамках Всемирной организации здравоохранения.
Сложности социально-экономического характера, наблюдавшиеся в 90-е годы в стране, имели негативные последствия для развития отечественной службы крови. Отсутствие адекватного финансирования привело к тому, что материально-техническая база большинства учреждений службы крови оказалась морально и физически изношенной, что существенно сдерживало внедрение в практику современных мировых и отечественных технологий по обеспечению безопасности и эффективности гемотрансфузионной терапии.
В 2010 году в Российской Федерации функционировало 135 станций переливания крови и центров крови, 446 отделений переливания крови и 88 больниц, заготавливающих кровь. В 2010 году 11 станций переливания крови было закрыто или трансформировано в филиалы региональных станций переливания крови.
С каждым годом снижается число доноров крови и ее компонентов. Общее число доноров в 2010 году по сравнению с 2009 годом снизилось на 8,1% (155514 человек), уменьшилось число платных на 11% (18548 человек) и безвозмездных доноров на 7,9% (136966 человек), также количество первичных доноров на 10,5% (75731 человек).
Потребность учреждений здравоохранения в компонентах и препаратах крови растет из года в год, что связано с увеличением количества оперативных вмешательств, лечебных манипуляций и осложненных родов.
Мировая практика свидетельствует, что 3 - 4% населения страны (4,3 - 5,7 млн. человек) должны регулярно давать кровь для обеспечения нужд здравоохранения и поддержания стратегических запасов на случаи чрезвычайных ситуаций и военного времени. Однако, исходя из того, что дети и лица старше 60 - 65 лет не могут быть донорами, количество лиц, дающих кровь должно быть выше 10 - 20% (14,2 - 28,5 млн. человек). Таким образом, число доноров крови и ее компонентов в Российской Федерации должно быть увеличено в 8 - 10 раз.
Для решения вопросов развития службы крови в рамках национального приоритетного проекта "Здоровье" с 2008 года реализуется программа, направленная на совершенствование и модернизацию материально-технической базы федеральных государственных учреждений, государственных учреждений здравоохранения субъектов Российской Федерации и учреждений здравоохранения муниципальных образований, осуществляющих заготовку, переработку и хранение донорской крови и ее компонентов.
За счет средств федерального бюджета приобретается технологическое и компьютерное оборудование с лицензионным программным обеспечением, которое передается в собственность субъектов Российской Федерации и ряда федеральных учреждений, осуществляющих заготовку, переработку, хранение и обеспечение безопасности донорской крови ее компонентов.
Материальная поддержка станций переливания крови путем финансирования и покупки новой аппаратуры дала свои положительные результаты: рост объемов плазмы, полученной с помощью аппаратного плазмафереза, увеличение производства ряда компонентов крови, иммуноглобулинов.
Увеличилось число доноров клеток крови по сравнению с 2009 годом в на 50,4% (9981 человек).
Проект федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов" подготовлен в целях совершенствования нормативного правового регулирования в области донорства крови и ее компонентов и выработки единых подходов к организации заготовки, переработки, хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов, а также устранения имеющихся пробелов в нормативном правовом регулировании в этой области.
Представленным проектом федерального закона вводится обширный актуализированный терминологический аппарат в области донорства крови, устанавливаются принципы донорства крови, особенности ее оборота, обеспечения безопасности доноров и реципиентов, меры социальной поддержки донорам, создается единая база данных по реализации мероприятий, связанных с обеспечением безопасности донорской крови и ее компонентов, развитием, организацией и пропагандой донорства крови и ее компонентов.
Функции по созданию и ведению базы данных донорства крови и ее компонентов будут осуществляться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти за счет и в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных на его содержание на соответствующий финансовый год.
В случае принятия проекта федерального закона со дня его вступления в силу Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 N 5142-I "О донорстве крови и ее компонентов" утратит силу.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием Федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов"
В случае принятия проекта федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов" потребуется признание утратившими силу:
Закон Российской Федерации от 9 июня 1993 N 5142-I "О донорстве крови и ее компонентов" (Ведомости Съездов народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 28, ст. 1064);
Федеральный закон от 4 мая 2000 г. N 58-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О донорстве кроки и ее компонентов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 19, ст. 2024);
Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. N 39-ФЗ "О внесении изменения в статью 11 Закона Российской Федерации "О донорстве крови и ее компонентов" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 17, ст. 1638);
подпункт 16 пункта 1 приложения 20 к Федеральному закону от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 52, ст. 5132);
статью 32 Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 35, ст. 3607);
статью 5 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 1, ст. 21);
статью 5 Федерального закона от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 43, ст. 5084);
статью 3 Федерального закон от 14 июля 2008 г. N 110-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях повышения размеров отдельных видов социальных выплат и стоимости набора социальных услуг" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 29, ст. 3410);
статью 13 Федерального закона от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616).
Потребуется внесение изменений в:
Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих";
Федеральный закон от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации";
Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации";
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов"
Проект федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов" подготовлен в целях совершенствования нормативного правового регулирования в области донорства крови и ее компонентов и выработки единых подходов к организации заготовки, переработки, хранению и обеспечению безопасности донорской крови и ее компонентов.
Принятие федерального закона "О донорстве крови и ее компонентов" не потребует дополнительных бюджетных ассигнований федерального бюджета, поскольку законопроект предполагает совершенствование уже существующего законодательства в области донорства крови и ее компонентов.
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов" устанавливает индексацию ежегодной денежной выплаты лицам, награжденным знаком "Почетный донор России" в 1,065 раз.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.