Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 630508-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам организации начального профессионального образования и профессиональной подготовки лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона направлен на совершенствование функционирования созданных в уголовно-исполнительной системе (далее - УИС) образовательных учреждений.
Частью первой статьи 108 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК) установлена обязанность осужденных, не имеющих профессии (специальности), по которой осужденный может работать в исправительном учреждении и после освобождения из него, получить начальное профессиональное образование или профессиональную подготовку.
Исключением являются осужденные - инвалиды первой или второй группы, осужденные мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, которые в соответствии с частью второй статьи 108 УИК могут по желанию получать профессиональную подготовку.
Исходя из анализа положений УИК следует, что осужденные - инвалиды первой или второй группы, осужденные мужчины старше 60 лет и женщины старше 55 лет, независимо от желания и медицинских противопоказаний, обязаны получить начальное профессиональное образование.
Количество осужденных, больных хроническими формами заболеваний (больных активным туберкулезом, алкоголизмом, наркоманией, психическими расстройствами, ВИЧ-инфицированных без учета лиц, имеющих инвалидность), которые не должны привлекаться к обязательному профессиональному обучению при наличии медицинских противопоказаний, по итогам за 2010 год составляет 29,6 % (245818 человек) от среднесписочной численности спецконтингента.
Предлагаемая статьей 1 законопроекта редакция части второй статьи 108 УИК сохраняет указанные права за больными осужденными, а также устранит неоправданную обязательность получения осужденными начального профессионального образования.
Одновременно предлагается предусмотреть, что перечень хронических форм заболеваний (медицинских противопоказаний), препятствующих получению осужденными начального профессионального образования и (или) их профессиональной подготовки, а также порядок проведения медицинских осмотров осужденных на предмет наличия (отсутствия) у них указанных медицинских противопоказаний определяются совместным нормативным правовым актом Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
Статьей 2 законопроекта предлагается внести в пункт 12 статьи 50 Закона Российской Федерации "Об образовании" изменение, которым наименование исправительных учреждений, упоминающихся в этом пункте, приводится в соответствие с УИК и Законом Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы".
Законодательством Российской Федерации в области образования в полной мере не урегулированы вопросы организации деятельности образовательных учреждений УИС, которые в соответствии с пунктом 2 статьи 11-1 Закона Российской Федерации "Об образовании" в части, не урегулированной данным Законом, регулируются законодательством Российской Федерации.
Данные образовательные учреждения расположены на режимных территориях исправительных учреждений и на их деятельность распространяются положения УИК, регламентирующие организацию исполнения уголовных наказаний в виде лишения свободы, которые обязательны как для осужденных, обучающихся в этих образовательных учреждениях, так и для их персонала.
В этой связи положения статьи 32 Закона Российской Федерации "Об образовании", где предусмотрена самостоятельность образовательных учреждений в осуществлении образовательного процесса, формировании контингента обучающихся, подборе и расстановке кадров, разработке и принятии правил внутреннего распорядка, могут быть применимы к деятельности рассматриваемых образовательных учреждений только в пределах, установленных уголовно-исполнительным законодательством Российской Федерации.
В связи с этим статьей 3 законопроекта предлагается внести в Закон Российской Федерации "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" изменения, в соответствии с которыми указанные процессы осуществляются с учетом режимных требований и правил внутреннего распорядка учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы, и подлежат согласованию с руководством этих учреждений.
Также статьей 3 законопроекта предусматривается дополнение статьи 16 указанного Закона частью шестой, конкретизирующей право образовательных учреждений УИС на осуществление приносящей доход деятельности, а также ее виды и основания.
Кроме того, статьей 3 законопроекта устанавливается положение о том, что образовательные учреждения УИС имеют вторую гербовую печать, оттиск которой не содержит указания на принадлежность образовательного учреждения к УИС. Данное изменение направлено на снижение вероятности дискредитации осужденного, получившего общее, начальное профессиональное образование или профессиональную подготовку, при трудоустройстве после окончания срока отбывания наказания.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам организации начального профессионального образования и профессиональной подготовки лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы"
Реализация федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам организации начального профессионального образования и профессиональной подготовки лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы" не потребует расходов, покрываемых за счет федерального бюджета.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам организации начального профессионального образования и профессиональной подготовки лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы"
В связи с проектом федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам организации начального профессионального образования и профессиональной подготовки лиц, отбывающих уголовные наказания в виде лишения свободы" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.