Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по безопасности по проекту федерального закона N 124871-4 "О служебной тайне", внесенному депутатами Государственной Думы В.В. Бобыревым, А.Н. Волковым, М.И. Гришанковым, А.М. Розуваном, а также В.И. Илюхиным, В.В. Дятленко, Н.С. Леоновым, В.В. Маргеловым в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Законопроект был внесен в Государственную Думу группой депутатов Государственной Думы - членов Комитета по безопасности в декабре 2004 г. Новый вариант законопроекта N 124871-4 "О служебной тайне" был внесен в апреле 2006 г.
Новая редакция законопроекта была разослана по органам законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Было получено около 70 отзывов, из которых 7 содержали предложения по его совершенствованию, в двух указывалось на необходимость его доработки, один субъект (Администрация Тверской области) возражал против концепции законопроекта, остальные поддерживают его концепцию.
На новую редакцию законопроекта получен официальный отзыв Правительство РФ, в котором содержатся замечания по тексту законопроекта, а также указывается, что принятие федерального закона "О служебной тайне" приведет к дополнительным финансовым затратам в связи с необходимостью проведения мероприятий по технической защите сведений, составляющих служебную тайну. В целом Правительство Российской Федерации не поддерживает принятие проекта федерального закона.
В течение 2007 - 2011 годов авторами законопроекта проводились консультации с правительством в отношении концепции законопроекта и дополнительных финансовых затрат на реализацию федерального закона. Однако согласовать позиции не удалось. В 2011 году был получен ответ из Министерства экономического развития Российской Федерации, которое ставит вопрос о необходимости разработки и принятия федерального закона о служебной тайне в зависимость от результатов применения Закона N 8-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления": если в течение 2011 года возникнут спорные ситуации, связанные с непредоставлением гражданам информации о деятельности государственного органа по причине конфиденциальности этой информации, тогда нужен закон "О служебной тайне", в противном случае разработка закона нецелесообразна.
Несмотря на практически полное отсутствие нормативного регулирования в сфере отнесения сведений к служебной тайне, их защиты и установления санкций за противоправное распространение такой информации, данная категория (непосредственно или по смыслу) присутствует в большом количестве федеральных законов (около 40). Принятый в 2006 году Федеральный закон N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" определил, что условия отнесения информации к сведениям, составляющим служебную тайну, устанавливаются федеральным законом (ч. 4 ст. 9).
Комитет Государственной Думы по безопасности считает, что практика широкого использования пометки "Для служебного пользования" в документах органов государственной власти всех уровней требует правового регулирования на уровне федерального закона оборота информации с такой пометкой (включая доступ к такой информации, ее передачу, хранение и уничтожение), а также установление ответственности за ее разглашение.
Отсутствие соответствующего законодательства является причиной низкой эффективности борьбы с незаконным распространением информации персонального характера, накапливаемой в органах государственной власти всех уровней и органах местного самоуправления.
Вместе с тем, за период с 2006 по 2011 год было принято несколько федеральных законов, влияющих на концепцию законопроекта "О служебной тайне" (Федеральный закон N 231-ФЗ "О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации", Федеральный закон N 152-ФЗ "О персональных данных", Федеральный закон N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации").
В связи с изложенным, Комитет по безопасности предлагает отклонить проект федерального закона "О служебной тайне" при рассмотрении его в первом чтении и рекомендует авторам законопроекта доработать его концепцию.
Председатель Комитета |
В.А. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.