Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 124871-4 "О служебной тайне" внесенный депутатами Государственной Думы В.В. Бобыревым, А.Н. Волковым, М.И. Гришанковым, В.В. Дятленко, В.И. Илюхиным, Н.С. Леоновым, В.В. Маргеловым, А.М. Розуваном
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Необходимость комплексного законодательного регулирования института служебной тайны не вызывает сомнений, поскольку законодательство содержит лишь отдельные положения, регламентирующие получение, использование, распространение и обеспечение доступа к сведениям, составляющим служебную тайну.
Вместе с тем в проекте федерального закона "О служебной тайне" (далее - законопроект) не урегулирован вопрос сочетания различных правовых режимов информации, распространение которой в Российской Федерации ограничивается или запрещается - государственной тайны, коммерческой тайны, служебной тайны, а также применения федеральных законов, регламентирующих соответствующие режимы, что может повлечь серьезные трудности правоприменения.
Законопроектом не предусмотрены механизмы контроля за принятием органами государственной власти решений в сфере служебной тайны, а также за использованием соответствующей информации, которые позволят избежать возможного ограничения прав граждан и организаций на получение информации.
В рассматриваемом законопроекте не учитываются также положения Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации", согласно которым запрет на разглашение государственным гражданским служащим сведений, составляющих государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, должен быть закреплен в должностном регламенте. При этом запрещается требовать от гражданского служащего исполнения должностных обязанностей, не установленных служебным контрактом и должностным регламентом (часть 7 статьи 24 названного Федерального закона).
При рассмотрении положений части 2 статьи 1 законопроекта необходимо учитывать, что обязательства по соблюдению режима служебной тайны могут возникнуть не только в силу должностного положения и трудовых обязательств у граждан, должностных лиц органов местного самоуправления, а также в связи с принятием нормативных правовых актов. Такие обязательства возникают и в случае заключения юридическими лицами гражданско-правовых договоров (часть 3 статьи 15 законопроекта).
Кроме того, необходимо отметить, что определяемый круг лиц, для которых положения законопроекта являются обязательными, нуждается в доработке, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 15 Конституции Российской Федерации федеральные законы должны соблюдать все органы, должностные лица, граждане и их объединения Российской Федерации.
Следует уточнить определение понятия "сведения, составляющие служебную тайну (служебная тайна)", содержащееся в статье 2 законопроекта. В данном определении служебная тайна рассматривается как конфиденциальная информация, образующаяся в процессе управленческой деятельности органа и организации. Представляется целесообразным из определения исключить слово "управленческой", поскольку управленческая деятельность не характерна для органов судебной и представительной власти.
Статьей 4 законопроекта определяются полномочия органов государственной власти в сфере служебной тайны. Вместе с тем в соответствии со статьей 9 законопроекта режим служебной тайны может быть установлен и в органах местного самоуправления.
Кроме того, положение части 2 статьи 4 законопроекта, определяющие права и обязанности государственных служащих и иных работников органов государственной власти, не относится к предмету правового регулирования указанной статьи законопроекта.
В статье 6 законопроекта устанавливаются основания отнесения сведений к служебной тайне. При этом отмечается, что орган государственной власти вправе отнести к служебной тайне сведения, полученные им в процессе управленческой деятельности, если их распространение может воспрепятствовать либо иным образом отрицательно сказаться на реализации полномочий, предоставленных ему федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами. В качестве законодательных ограничений при принятии подобных решений выступают закрепленные в статье 5 законопроекта принципы законности, обоснованности, разумной достаточности и своевременности.
Полагаем, что использование принципов в качестве правовых ограничений в деятельности государственных органов в условиях достаточно общего их определения законопроектом может привести к злоупотреблениям в осуществлении последними своих полномочий. Кроме того, полагаем, что отнесение информации к служебной тайне должно осуществляться в целях защиты прав и законных интересов граждан и юридических лиц. Данное требование вытекает из статьи 18 Конституции Российской Федерации.
В соответствии со статьей 6 законопроекта обязанность защищать сведения, полученные от физических и юридических лиц в режиме служебной тайны, возникает только при наличии соответствующих пометок на документах, содержащих сведения конфиденциального характера. Однако статья 8 законопроекта нанесение ограничительных пометок относит к полномочиям государственных служащих и иных лиц государственных органов. Остается неясным, следует ли физическим и юридическим лицам обозначать конфиденциальность предоставляемых сведений при условии, что ряд законодательных актов и указов Президента Российской Федерации содержит прямое указание на отнесение отдельных видов информации к категории конфиденциальной.
Представляется необходимым в части 3 статьи 6 законопроекта предусмотреть нормы, гарантирующие, что представляемая в установленных законодательством Российской Федерации случаях и порядке бухгалтерская (финансовая) отчетность организаций не может быть отнесена к служебной тайне, кроме случаев, предусмотренных Федеральным законом "О бухгалтерском учете".
В абзаце пятом части 3 статьи 6 законопроекта следует конкретизировать понятие "привилегий, компенсаций и льгот, предоставляемых государством", поскольку перечисленные гарантии могут предоставляться как федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, так и органами местного самоуправления.
Определяемое абзацем седьмым части 3 статьи 6 законопроекта понятие "бюджетные средства, иные государственные и местные ресурсы" необходимо привести в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Согласно положениям части 2 статьи 7 законопроекта перечни сведений, отнесенных органами государственной власти к служебной тайне, подлежат государственной регистрации и официальному опубликованию.
Требует уточнения порядок государственной регистрации и официального опубликования перечней сведений, отнесенных органами государственной власти к служебной тайне, поскольку неясно, какими нормативными правовыми актами они должны утверждаться.
В соответствии с частью 1 статьи 9 законопроекта порядок установления режима служебной тайны, обязательный для исполнения всеми органами и организациями, осуществляющими работы со сведениями, составляющими служебную тайну, определяется Правительством Российской Федерации. Однако Правительство Российской Федерации в соответствии с Федеральным конституционном законом "О Правительстве Российской Федерации" наделено такими полномочиями лишь в отношении федеральных органов исполнительной власти. Что касается органов законодательной и судебной власти, то Правительство Российской Федерации не может регламентировать их деятельность.
При регламентации вопросов, связанных с отменой режима служебной тайны, в части срока действия режима служебной тайны (часть 2 статьи 10 законопроекта), необходимо учитывать характер сведений и основания установления режима. Так, если указанные сведения были предоставлены физическими и юридическими лицами, то срок действия режима служебной тайны не должен быть меньше, чем срок защиты исходных данных (например, персональных данных налогоплательщика или коммерческой тайны юридического лица). Данное замечание относится и к части 3 статьи 11 законопроекта в части обязательств работника по неразглашению сведений, составляющих служебную тайну.
В части 1 статьи 13 законопроекта считаем необходимым предусмотреть, что передача сведений, составляющих служебную тайну, между органами государственной власти может осуществляться не только по решению их руководителей, но и в случаях, установленных нормативными правовыми актами, регулирующими деятельность соответствующих органов государственной власти. При этом указанный законопроект должен однозначно определять, что в данных случаях передача сведений не может рассматриваться как нарушение режима служебной тайны. Кроме того, в законопроекте следует установить порядок доступа к сведениям, составляющим служебную тайну, уполномоченных органов государственного контроля и надзора, а также аудиторских организаций.
В статье 13 законопроекта слова "организации органов государственной власти" следует заменить словами "организации, находящиеся в ведении органов государственной власти".
Статья 19 законопроекта содержит поручение государственным библиотекам решить вопрос об отмене режима ограничения доступа к документам, имеющим пометку "для служебного пользования". По нашему мнению, такое же поручение должно быть дано и государственным архивам.
Кроме того, полагаем необходимым отметить, что принятие федерального закона "О служебной тайне" приведет к дополнительным финансовым затратам в связи с необходимостью проведения мероприятий по технической защите сведений, составляющих служебную тайну. Однако материалы законопроекта не содержат соответствующего финансово-экономического обоснования.
На основании изложенного проект федерального закона Правительством Российской Федерации не поддерживаются.
Заместитель Председателя |
А. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.