Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 634972-5 "О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок"
Досье на проект федерального закона
Конвенция по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (далее - Конвенция) принята Организацией экономического сотрудничества и развития (далее - ОЭСР) 21 ноября 1997 г.
В настоящее время участниками Конвенции являются все страны ОЭСР - Австралия, Австрия, Бельгия, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Израиль, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Республика Корея, Люксембург, Мексика, Нидерланды, Новая Зеландия, Норвегия, Польша, Португалия, Словакия, Словения, США, Турция, Финляндия, Франция, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония, Япония, а также Аргентина, Болгария, Бразилия и ЮАР, которые не являются членами ОЭСР.
Конвенция призвана содействовать развитию международного сотрудничества в сфере противодействия подкупу иностранных должностных лиц. По оценкам ОЭСР, Конвенция эффективно дополняет усилия по борьбе с преступностью, которые предпринимаются в рамках ООН, "Группы восьми", Совета Европы, АТЭС, МВФ, Всемирного банка и других международных организаций.
В соответствии с Конвенцией государства-участники обязуются предусмотреть в своем законодательстве уголовную ответственность за "умышленное предложение, обещание или предоставление любых неправомерных имущественных или иных преимуществ" иностранному должностному лицу в целях содействия или противодействия заключению международной коммерческой сделки.
В национальном законодательстве государств-участников должна быть также установлена ответственность юридических лиц за подобные действия.
Одновременно для реализации Конвенции необходимо, чтобы в национальном законодательстве государств-участников существовал эффективный механизм оказания взаимной правовой помощи по такого рода преступлениям и административным правонарушениям.
Присоединиться к Конвенции может любое государство - член ОЭСР, а также страна, не являющаяся членом ОЭСР.
Присоединение к Конвенции является одним из условий вступления в ОЭСР.
6 февраля 2009 г. МИД России уведомил Генерального секретаря ОЭСР А. Гурриа о намерении России присоединиться к Конвенции, направив в ОЭСР соответствующую формальную заявку.
Рабочая группа ОЭСР по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок (далее - Рабочая группа) признала, что российское законодательство соответствует положениям Конвенции с учетом Федерального закона от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции".
При этом были приняты во внимание пояснения российской делегации по следующим вопросам:
предусмотренное пунктом 1 статьи 1 Конвенции предложение или обещание предоставления иностранному должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества либо услуг имущественного характера, иных имущественных прав по российскому законодательству является деянием, создающим условия для совершения преступления, и подлежит уголовному преследованию как приготовление к даче взятки;
в Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 3 Конвенции ответственность юридических лиц за подкуп иностранных должностных лиц установлена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
под неправомерными имущественными или иными преимуществами, указанными в статье 1 Конвенции, понимаются деньги, ценные бумаги, иное имущество либо услуги имущественного характера, подлежащие оплате, но оказываемые безвозмездно (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и тому подобное), либо иные имущественные права (занижение стоимости передаваемого частным компаниям имущества, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами и тому подобное);
в соответствии с Рекомендациями Совета Организации экономического сотрудничества и развития в отношении налогообложения в процессе дальнейшей борьбы с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 25 мая 2009 г. средства, предназначенные для подкупа иностранных должностных лиц или используемые для этих целей, и любые другие расходы, понесенные в связи с совершением противоправных деяний, предусмотренных Конвенцией и законодательством Российской Федерации, согласно статьям 171 и 217 Налогового кодекса Российской Федерации не освобождаются от налогообложения.
25 мая 2011 г. на 50-й юбилейной министерской конференции ОЭСР состоялся обмен письмами о вступлении Российской Федерации в Рабочую группу.
С учетом того что предметом Конвенции являются основные права и свободы человека и гражданина, на основании подпункта "б" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" присоединение Российской Федерации к Конвенции в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 21 указанного Федерального закона должно осуществляться в форме федерального закона.
Реализация Конвенции потребует дополнительных расходов из федерального бюджета в сумме до 100 тыс. евро ежегодно в качестве взносов для обеспечения участия Российской Федерации в деятельности Рабочей группы.
Уплата указанных взносов будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных МИДу России в федеральном бюджете на соответствующий год.
Предполагается, что предложение о российских полномочных органах согласно пункту 1 статьи 9 и пункту 3 статьи 10 Конвенции будет представлено Президенту Российской Федерации одновременно с представлением на подписание федерального закона "О присоединении к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок".
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок"
Принятие и реализация федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок" потребует дополнительных расходов из федерального бюджета в сумме до 100 тыс. евро ежегодно.
Уплата взносов Российской Федерации для участия в деятельности рабочих органов Организации экономического сотрудничества и развития в сумме до 100 тыс. евро ежегодно будет осуществляться в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных МИДу России в федеральном бюджете на соответствующий год.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок"
Принятие федерального закона "О присоединении Российской Федерации к Конвенции по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок" потребует издания указа Президента Российской Федерации, определяющего перечень российских полномочных органов в соответствии с пунктом 1 статьи 9 и пунктом 3 статьи 10 Конвенции.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.