Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по делам молодежи
на проект федерального закона N 126208-5 "О внесении изменений в статью 13 Закона Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (в части формирования органов самоуправления обучающихся в государственных и муниципальных высших учебных заведениях)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по делам молодежи (соисполнитель) рассмотрел проект федерального закона N 126208-5 "О внесении изменений в статью 13 Закона Российской Федерации "Об образовании" и Федеральный закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы М.Н. Мищенко, А.М. Кабаевой, И.И. Гильмутдиновым, П.В. Таракановым, Ю.В. Афониным, И.А. Яровой, С.С. Журовой, П.А. Зыряновым и членом Совета Федерации А.Я. Школьником и отмечает следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 35 Закона Российской Федерации "Об образовании" (далее - Закон Российской Федерации N 3266-I) управление государственными и муниципальными образовательными учреждениями строится на принципах единоначалия и самоуправления. Формами самоуправления образовательного учреждения являются совет образовательного учреждения, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет и другие формы.
Положениями статьи 50 Закона Российской Федерации N 3266-I определено, что обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на участие в управлении образовательным учреждением. Такое же право предоставляется положениями статьи 16 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" (далее - Федеральный закон N 125-ФЗ), где говорится, что наряду с закрепленными в Законе Российской Федерации N 3266-I правами, студенты высших учебных заведений имеют право участвовать в обсуждении и решении важнейших вопросов деятельности высших учебных заведений.
Однако, прямо о праве обучающихся создавать органы самоуправлении в образовательных учреждениях в законодательстве Российской Федерации не говорится. Это создает ситуацию, при которой до сих пор во многих образовательных учреждениях не созданы органы самоуправления обучающихся, призванные обеспечить принятие объективных управленческих решений и "прозрачность" деятельности образовательных учреждений. А в тех образовательных учреждениях, где органы самоуправления обучающихся созданы, они нередко выполняют исключительно формальную функцию и, по существу, не влияют на принимаемые управленческие решения.
Повышение эффективности работы образовательных учреждений и создание реальных условий в повышении качества управления образовательными учреждениями возможно лишь при широком участии общественных институтов и самоуправления обучающихся как одних из главных участников образовательного процесса.
Подготовленный в целях развития самоуправления обучающихся, повышения эффективности функционирования отечественной системы образования и защиты прав обучающихся законопроект предлагает внести соответствующие изменения в статью 13 Закона Российской Федерации N 3266-I и статьи 4, 12, 15-16, 24 Федерального закона N 125-ФЗ.
Инициатива принятия данного законопроекта была поддержана многими субъектами Российской Федерации.
Поддерживая концепцию законопроекта Комитет отмечает, что предлагаемая законопроектом новая редакция пункта 2 статьи 15 Федерального закона N 125-ФЗ фактически обязывает создавать в высшем учебном заведении студенческие советы, в то время как создание студенческих советов как представительного органа обучающихся должно быть их правом, а не обязанностью.
Комитет Государственной Думы по делам молодежи поддерживает концепцию данного законопроекта и предлагает принять его в первом чтении, доработав его в соответствии с высказанными замечаниями ко второму чтению.
Председатель Комитета |
П.В. Тараканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.