Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 149969-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Представленным законопроектом предлагается внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" нормы, определяющие порядок оказания иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся в Российской Федерации, медицинской помощи. Одновременно предусматриваются некоторые изменения концептуального характера существующих правил получения иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию, в порядке не требующим получения визы и планирующих осуществлять на территории нашего государства трудовую деятельность, разрешений на работу.
Основной задачей разработки данного законопроекта является создание необходимых условий для организации целостной системы медицинского обеспечения иностранных граждан и лиц без гражданства путем введения в институт трудовой деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства обязательного требования о медицинском страховании, что по мнению авторов законопроекта, позволит устранить существующие пробелы в действующем российском законодательстве.
Как известно, к актуальным на сегодняшний день проблемам оказания в Российской Федерации медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства относится неурегулированный вопрос о получении иностранными гражданами и лицами без гражданства - помимо скорой и неотложной медицинской помощи, - также амбулаторной, стационарной и иной плановой медицинской помощи. При этом, одна из причин возникновения указанного вопроса вызвана тем, что существующая система обязательного медицинского страхования не распространяется на временно пребывающих на территории Российской Федерации иностранцев.
Как известно, предусмотренный в Налоговом кодексе Российской Федерации (статья 235) Единый социальный налог (ЕСН), уплачиваемый работодателем за своих работников в бюджет соответствующего уровня, действует и в отношении иностранных работников. Тем самым, отчисления в Фонд обязательного медицинского страхования, структурно входящие в ЕСН, перечисляются государству и за работающих иностранцев. Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства, вступившие на территории Российской Федерации в трудовые отношения или гражданско-правовые отношения в качестве подрядчиков либо исполнителей работ или услуг, являются застрахованными в системе обязательного медицинского страхования нашей страны.
Вместе с тем, действующий порядок получения разрешений на работу только для сбора и подачи всех необходимых документов зачастую занимает у иностранных граждан от 5 до 10 дней, а рассмотрение принятых документов территориальным органом ФМС РФ еще до 10 дней. Кроме того, существует неопределенный срок, в течение которого иностранный гражданин занимается поиском работы. При этом, получение иностранным гражданином или лицом без гражданства разрешения на работу в Российской Федерации не означает их обязанности устраиваться и устроиться на работу, а лишь предоставляет им право законного осуществления трудовой деятельности на территории нашей страны.
Таким образом, с момента въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, планирующих осуществлять трудовую деятельность на территории нашего государства, до момента начала их легальной трудовой деятельности проходит достаточно длительный период времени, в течение которого эти граждане и лица находятся, фактически, вне рамок правового поля, регулирующих их медицинское обеспечение (за исключением скорой и неотложной медицинской помощи).
Более того, в случае если с иностранным гражданином, въехавшим на территорию России в порядке не требующем получения визы, происходит несчастный случай и ему потребуется медицинская помощь, бремя расходов по оказанию медицинской помощи такому гражданину целиком и полностью ложится на государство, то есть на российских налогоплательщиков.
Одновременно, следствием неурегулированности правоотношений в указанной сфере являются разного рода злоупотребления со стороны сотрудников медицинских учреждений.
Помимо вышеизложенного, также приоритетной задачей, направленной на изменение существующего порядка получения разрешений на работу в Российской Федерации, является большой объем представления в органы ФМС России поддельных документов, подтверждающих отсутствие у иностранных граждан и лиц без гражданства заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, которые представляют опасность для окружающих (согласно перечню, утверждаемому Правительством РФ), а также сертификата об отсутствии у них заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции); при этом, вследствие недостаточной численности сотрудников - специалистов соответствующего профиля, возможности должным образом проверить подлинность указанных представляемых документов не имеется.
В случае принятия представленного законопроекта, данные справки будут представляться в установленном порядке в страховые медицинские организации, поэтому в случае выявления указанных поддельных документов, ответственность будет возлагаться на страховщика, выдавшего иностранному гражданину и лицу без гражданства страховой полис.
В законопроекте также предусматривается несколько скорректировать срок исполнения иностранным гражданином или лицом без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, их обязанности по представлению документов об отсутствии у них заболевания наркоманией и инфекционных заболеваний, а также сертификата об отсутствии у них ВИЧ-инфекции.
Как известно, согласно действующей редакции пункта 8 статьи 13.1 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", - указанная обязанность (предоставить упомянутые документы) иностранными гражданами и лицами без гражданства, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, должна быть выполнена только в течение 30 суток со дня получения ими разрешения на работу в нашей стране; - т.е. уже после получения данного разрешения. При этом, в силу действующей редакции обозначенного пункта 8 статьи 13.1 названного Федерального закона указанная обязанность у обозначенной категории иностранных граждан и лиц без гражданства возникает только в том случае, если разрешение на работу в нашей стране им выдается на срок более 90 суток.
Вносимым законопроектом предлагается установить обязанность представления иностранным гражданином или лицом без гражданства указанных документов в страховые медицинские компании - в любом случае (т.е. вне зависимости от срока действия их разрешения на работу в России), и не после получения ими указанного разрешения на работу в нашей стране, а еще до момента подачи данных документов в территориальные органы ФМС России.
Таким образом, по мнению авторов законопроекта, инициируемые поправки в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" обеспечат, во-первых, более действенную защиту прав иностранных граждан и лиц без гражданства от различного рода злоупотреблений, во-вторых, гарантируют оказание им медицинских услуг надлежащего качества по договорам медицинского страхования, (что в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в нашу страну на основании визы, полностью корреспондируется с требованиями статьи 27 Федерального закона от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", где условием для въезда этих граждан и лиц в нашу страну является обязательное наличие у них документа, подтверждающего гарантии получения ими в Российской Федерации медицинской помощи).
Рассматриваемая законодательная инициатива также призвана целиком и полностью защитить интересы граждан Российской Федерации и нашего государства путем адресного и более рационального использовании бюджетных средств муниципальных образований, выделяемых на обеспечение мероприятий по оказанию скорой медицинской помощи иностранным гражданам и лицам без гражданства, находящимся в Российской Федерации. Как известно, с 1 января 2005 года в соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" финансовое обеспечение мероприятий по оказанию скорой медицинской помощи гражданам Российской Федерации и иным лицам, находящимся на территории нашей страны, является расходным обязательством муниципального образования, и при этом возмещение затрат и взаиморасчеты по данным мероприятиям в настоящее время не предусмотрены. (В то же время, по оценке специалистов, расходы на оказание такой помощи составляют от 300 млн. до 500 млн. рублей ежемесячно.)
Таким образом, в случае принятия представленного законопроекта, экономия бюджетных средств может составить до 13,5 млрд. рублей ежегодно. Бесспорно, что это весьма значительная сумма может быть направлена на существенное улучшение оказание медицинской помощи не только иностранным гражданам и лицам без гражданства, но и гражданам Российской Федерации.
С учетом изложенного, вносимый проект федерального закона направлен на реализацию и обеспечение прав и законных интересов не только иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся в Российской Федерации, но, в первую очередь, прав и законных интересов граждан России, а также полностью отвечает государственным и общественным интересам нашей страны.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
Принятие представленного проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребует осуществления дополнительных материальных затрат.
В частности, в случае принятия указанного законопроекта не предусматриваются дополнительные расходы средств федерального бюджета и иное изменение финансовых обязательств государства, поскольку данный законопроект не затрагивает экономико-финансовую систему Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации"
В связи с принятием представленного проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" не потребуется внесение изменений в действующие федеральные законы, а также не потребуется признания утратившими силу, приостановления или принятие иных законодательных актов.
Вместе с тем принятие указанного законопроекта в качестве Федерального закона потребует разработки и принятия постановления Правительства Российской Федерации, устанавливающего порядок выдачи страхового полиса, подтверждающего гарантии оказания медицинской помощи на территории Российской Федерации иностранным гражданам и лицам без гражданства.
Помимо этого, потребуется внесение соответствующих изменений в следующие подзаконные нормативные правовые акты:
1. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 ноября 2006 года. N 681 "О порядке выдачи разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами временной трудовой деятельности в Российской Федерации";
2. Постановление Правительства РФ от 11 декабря 1998 года N 1488 "О медицинском страховании иностранных граждан, временно находящихся в Российской Федерации, и российских граждан при выезде из Российской Федерации";
3. Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Государственным комитетом Российской Федерации по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, (утвержденный Приказом Федеральной миграционной службы Российской Федерации, Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации и Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству от 11 января 2008 года N 1/4/1/2).
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.