Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 645327-5 "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
1. Процесс лесовосстановления, включающий в себя в том числе уход за лесными культурами, занимает продолжительный период времени, исчисляемый десятилетиями.
По истечении 10-20 лет после выполнения работ по охране, защите, воспроизводству лесов предъявление претензий к их исполнителю не представляется возможным, так как посадку и посев лесных культур осуществляет одна организация, а уход за ними может осуществлять уже другая.
Таким образом, результат и качество произведенных работ невозможно оценить в течение срока действия государственного контракта.
Более того, практика размещения государственного заказа на указанные виды работ в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" показывает, что организации, претендующие на заключение государственного контракта, не располагают профессионально подготовленными кадровыми ресурсами, обладающими необходимым опытом в указанной сфере, что сказывается на качестве выполняемых работ.
Вышеназванные обстоятельства снижают результативность работ по воспроизводству лесов, способствуют причинению ущерба Российской Федерации, оценить размер которого в полной мере возможно только по истечении нескольких десятилетий.
В связи с этим появилась необходимость дополнить статью 19 Лесного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) положениями, предусматривающими возможность выполнения указанных работ специализированными учреждениями (если Вносит Законодательное Собрание Вологодской области таковые имеются в регионе) без размещения заказов на выполнение указанных работ в соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
В целях решения судьбы древесины, заготовленной государственными и муниципальными учреждениями при проведении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов (без размещения государственного заказа), предлагается на федеральном уровне установить порядок ее реализации.
2. Отсутствие у органов исполнительной власти, осуществляющих полномочия в области лесных отношений, прав по приостановлению лесопользования в отношении лиц, нарушающих лесное законодательство, имеющих задолженность по договорам аренды лесных участков и договорам купли-продажи лесных насаждений, не выполняющих мероприятия по охране, защите, воспроизводству лесов, приводит к росту недоимки, в том числе к образованию так называемой "безнадежной к взысканию задолженности", а также к причинению значительного экологического ущерба лесам вследствие невыполнения требований по их охране (в том числе и от лесных пожаров), защите и воспроизводству.
Предлагаемые изменения в статью 28 позволят реализовать заложенный в Кодексе механизм приостановления использования лесов и будут способствовать соблюдению лицами, использующими леса, требований лесного законодательства, в том числе в части осуществления мероприятий по охране лесов от пожаров.
3. В соответствии с частью 2 статьи 30 Кодекса лица, относящиеся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и ведущие традиционный образ жизни, имеют право бесплатно осуществлять заготовку древесины для собственных нужд исходя из нормативов, установленных законами субъектов Российской Федерации.
Однако отсутствие у лица, осуществляющего рубку лесных насаждений, документа, подтверждающего его право на бесплатную заготовку древесины, делает возможным злоупотребление правом со стороны недобросовестных лесопользователей.
В целях исключения необоснованного привлечения к ответственности контролирующими и правоохранительными органами лиц, относящихся к коренным малочисленным народам Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации и осуществляющих бесплатную заготовку древесины, предлагается внести изменения в часть 2 статьи 30 Кодекса.
4. По общему правилу, установленному статьей 32 Кодекса, заготовка елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников представляет собой предпринимательскую деятельность и в силу части 3 статьи 25 Кодекса может осуществляться только лицами, зарегистрированными в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
В соответствии с действующим лесным законодательством ели и деревья других хвойных пород для новогодних праздников - это единственный вид лесных ресурсов, права на заготовку которых (платно или бесплатно) граждане лишены.
Действующие в настоящее время нормы статьи 33 Кодекса, ограничивающие возможность заготовки гражданами елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников, не согласуются с одним из основных принципов лесного законодательства - принципом обеспечения использования лесов для удовлетворения потребностей общества в лесах и лесных ресурсах.
В этой связи проектом предлагается внести изменения в Кодекс, предоставляющие возможность осуществления гражданами заготовки елей и (или) деревьев других хвойных пород для новогодних праздников для собственных нужд на основании договора купли-продажи лесных насаждений, заключаемого без проведения аукциона на право заключения такого договора. Предлагаемый законопроектом порядок заготовки согласуется с концепцией лесного законодательства Российской Федерации и аналогичен порядку заготовки гражданами древесины для собственных нужд.
Более того, в соответствии с частью 4 статьи 76 Кодекса плата по договору купли-продажи лесных насаждений для собственных нужд при заготовке гражданами елей и деревьев других хвойных пород для новогодних праздников будет определяться по ставкам, устанавливаемым органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В целях упорядочения осуществления гражданами указанной заготовки и исключения случаев злоупотребления гражданами своими правами на заготовку деревьев для новогодних праздников законопроектом предлагается предоставить субъектам Российской Федерации право на установление порядка и нормативов заготовки гражданами елей и деревьев других хвойных пород для новогодних праздников для собственных нужд законами субъекта Российской Федерации.
5. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 83 Кодекса к полномочиям Российской Федерации в области лесных отношений, переданным органам государственной власти субъектов РФ, в том числе относится организация воспроизводства лесов на землях лесного фонда.
Для осуществления воспроизводства лесов необходим посадочный материал, выращивание которого относится к предпринимательской деятельности (часть 1 статьи 39.1 Кодекса). Поэтому выращивание посадочного материала не может осуществляться в рамках работ по воспроизводству лесов, хотя фактически является их составляющей. Более того, в действующей редакции статьи 39.1 заложена возможность предоставления лесного участка государственным и муниципальным учреждениям, которые по определению являются некоммерческими организациями.
6-7. Законопроектом предлагается дополнить Кодекс нормами, предусматривающими установление Правительством Российской Федерации случаев и размеров неустойки по договорам аренды лесных участков, договорам купли-продажи лесных участков при неисполнении или ненадлежащем исполнении договорных обязательств со стороны лесопользователей.
Данные нормы позволят уменьшить количество споров по вопросам обоснованности размеров штрафных санкций.
Необходимо отметить, что аналогичная норма содержится в статье 18 Водного кодекса Российской Федерации.
8. В целях реализации прав граждан на заготовку новогодних елей для собственных нужд на основании договора купли-продажи (статья 33) предлагается внести соответствующие изменения в часть 1 статьи 77 Кодекса.
9. Чтобы исключить участие в аукционе лиц, недобросовестно исполняющих обязательства по использованию лесов, предлагается часть 8 статьи 79 Кодекса дополнить пунктом 6, определяющим в качестве основания для отказа в допуске к участию в аукционе наличие у заявителя задолженности по внесению платы за использование лесов.
10. Признание утратившей силу части 8 статьи 80 Кодекса обусловлено складывающейся негативной практикой, когда участники аукциона, договариваясь, не выходят более одного участника на один лот аукциона с целью занижения цены аукциона.
11. В связи с изменением статьи 28 Кодекса предлагается статью 81 дополнить следующим полномочием - принятие решения о приостановлении использования лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (пункт 41.3 статьи 81 Кодекса).
12. В связи с дополнением статьи 33 Кодекса частью 5 предлагается статью 82 дополнить следующим полномочием - утверждение порядка и нормативов заготовки гражданами елей и деревьев других хвойных пород для новогодних праздников для собственных нужд (пункт 6.1 статьи 82 Кодекса).
В связи с изменением статьи 28 Кодекса предлагается статью 82 дополнить полномочием по принятию решения о приостановлении использования лесов, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий федерального значения (пункт 7.3 статьи 82 Кодекса).
13. В связи с изменением статьи 28 Кодекса предлагается статью 84 дополнить следующим полномочием - принятие решения о приостановлении использования лесов (пункт 7 части 1 статьи 84 Кодекса).
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации"
Реализация проекта федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" не потребует дополнительных затрат федерального бюджета.
Перечень законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РСФСР и Российской Федерации, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Лесной кодекс Российской Федерации" не потребует признания утратившими силу, приостановления или изменения законов Российской Федерации и законов РСФСР, федеральных конституционных законов, федеральных законов, а также принятия федеральных конституционных законов, федеральных законов.
В связи с принятием указанного федерального закона потребуется принятие нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, определяющих:
1) порядок реализации древесины, полученной при осуществлении мероприятий по охране, защите и воспроизводству лесов государственными и муниципальными учреждениями;
2) случаи и размеры неустойки за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору аренды лесного участка, договору купли-продажи лесных насаждений.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.