Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 638252-5 "О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике" разработан Минприроды России совместно c Росгидрометом в целях реализации поручения Президента Российской Федерации по итогам заседания 27 июня 2011 года Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России о внесении в Государственную Думу проекта федерального закона, направленного на формирование правовых основ регулирования деятельности физических и юридических лиц в Антарктике и обеспечивающего соответствие этой деятельности требованиям Договора об Антарктике и Протокола по охране окружающей среды к Договору об Антарктике (N Пр-1923 от 6 июля 2011 года).
В настоящее время возникла необходимость в развитии и совершенствовании национального законодательства, регулирующего деятельность граждан и юридических лиц в Антарктике, прежде всего, в части установления национальной системы действенного контроля в этой сфере.
Законопроектом предлагается установить, что граждане и юридические лица, осуществляющие деятельность в Антарктике, в случае, если соответствующий вид деятельности подлежит лицензированию в соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", должны иметь лицензию на осуществление такого вида деятельности, выданную в порядке, установленном указанным федеральным законом.
Законопроектом предлагается закрепить обязанности по обеспечению требований безопасности при осуществлении деятельности в Антарктике, предусматривающие, в том числе, обязанность негосударственных операторов вывезти из района действия Договора об Антарктике, не позднее чем в трехлетний срок по окончании срока действия полученного Разрешения на деятельность, используемого имущества, независимо от его состояния, а также обязанность операторов по вывозу отходов, образующихся в результате их деятельности в Антарктике.
Предусматриваются нормы по финансовому обеспечению деятельности в Антарктике.
Предусматривается установить, что осуществление деятельности в Антарктике негосударственными операторами возможно лишь при наличии договора страхования риска гражданской ответственности за причинение вреда третьим лицам либо банковской гарантии надлежащего исполнения обязательств, в случае причинения вреда третьим лицам. При этом обязанность по предоставлению финансового обеспечения не распространяется на государственных операторов, поскольку гарантом надлежащего исполнения их обязательств в случае причинения вреда третьим лицам является Российская Федерация.
В законопроекте содержатся положения, касающиеся формы финансовой гарантии и правил ее применения, размеров финансового обеспечения, сроков действия финансового обеспечения и порядка выплаты страхового возмещения.
Предлагается установить порядок расследования происшествий при осуществлении деятельности в Антарктике, определить круг лиц, имеющих полномочия по расследованию происшествий, порядок осуществления поисковых и аварийно-спасательных работ и работ по ликвидации последствий происшествий (чрезвычайных ситуаций) при проведении деятельности в Антарктике.
Предусматривается установить обязанность по возмещению оператором, не принявшим незамедлительных и эффективных ответных действий в условиях чрезвычайной экологической ситуации, стоимости ответных действий, а также определить порядок и условия выплаты стоимости ответных действий.
Принятие законопроекта "О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике" будет способствовать эффективной реализации международно-правовых обязательств Российской Федерации в соответствии с системой Договора об Антарктике, повышению международного престижа России как государства, четко выполняющего свои международно-правовые обязательства, укреплению международного авторитета России у государств - участников Договора об Антарктике.
Законопроект "О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике" не содержит норм и положений, противоречащих действующему российскому законодательству.
Перечень федеральных законов, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию в связи с принятием проекта федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике"
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части уточнения компетенции органов государственной власти в области гидрометеорологии и смежных с ней областях" не потребует признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия федеральных законов.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике"
Принятие и последующая реализация положений Федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике" потребует незначительного объема дополнительных финансовых средств из федерального бюджета.
При реализации части 8 статьи 5 Федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике" в 2012 году (средства на эти цели предусмотрены федеральным бюджетом на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов) и в последующие годы потребуются дополнительные средства из федерального бюджета в размере 16,3 млн. рублей ежегодно для установления Правительством Российской Федерации новых норм по обеспечению работников Российской антарктической экспедиции бесплатным питанием, вещевым довольствием, учитывающих специфику их длительного пребывания в отдаленном регионе с экстремальными климатическими условиями и реальную стоимость указанных видов довольствия в текущем периоде. Это будет осуществлено при формировании предложений по расходам проекта федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период на обеспечение деятельности Российской антарктической экспедиции. В настоящее время объем бюджетных ассигнований федерального бюджета определяется с учетом параметров деятельности Российской антарктической экспедиции, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 июня 2005 г. N 713-р.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо "части 8 статьи 5" имеется в виду "части 7 статьи 5"
Реализация других статей Федерального закона "О регулировании деятельности российских граждан и юридических лиц в Антарктике" не повлечет дополнительных расходов из федерального бюджета и будет осуществляться в пределах установленной Правительством Российской Федерации предельной численности работников заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, а также бюджетных ассигнований, предусмотренных данным органам в федеральном бюджете на руководство и управление в сфере установленных полномочий.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.