Заключение Комитета Совета Федерации по промышленной политике
от 28 ноября 2011 г. N 3.20-07/705
на проект федерального закона N 576274-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной Думой 22 ноября 2011 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по промышленной политике рассмотрел на своем заседании Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон), принятый Государственной Думой 22 ноября 2011 года и сообщает следующее.
Настоящий Закон направлен на совершенствование антимонопольного регулирования и создание дополнительных возможностей для развития конкуренции с учетом норм международного права и особенностей правоприменительной практики в Российской Федерации.
Закон разработан в соответствии с пунктом 15 Плана мероприятий по реализации Программы развития конкуренции в Российской Федерации на 2010 - 2012 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 года N 691-р.
Указанным Законом вносятся в Федеральный закон "О защите конкуренции" уточнения отдельных понятий, таких как: "хозяйствующий субъект", "координация экономической деятельности", "ограничение конкуренции", "вертикальное" соглашение, "государственные или муниципальные преференции" и другие. В частности, к числу государственных и муниципальных преференций предлагается относить предоставление органами государственной власти или местного самоуправления государственных или муниципальных гарантий. При этом предоставление государственных или муниципальных преференций возможно только субъектам малого и среднего предпринимательства, при условии соответствия их деятельности основным направлениям поддержки, определенным федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.
Одним из принципиальных положений Федерального закона "О защите конкуренции" является определение монопольно высокой цены товара, являющейся формой злоупотребления доминирующим положением хозяйствующего субъекта. В Законе предлагается (пункт 4 статья 1) не считать цену товара монопольно высокой, если она сформирована на бирже, торги на которой организованы с соблюдением антимонопольных правил. Для оценки объективности цены могут использоваться биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичного товара.
Федеральный закон "О защите конкуренции" дополняется новыми статьями, в том числе:
- статьей 11.1, устанавливающей запреты на согласованные действия конкурирующих на рынке хозяйствующих субъектов-конкурентов, если такие согласованные действия приводят к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах, разделу товарного рынка по территориальному принципу, сокращению или прекращению производства товаров, отказу от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями.
- статьей 18.1, устанавливающей порядок рассмотрения жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров.
Законом уточняются отдельные признаки и связи, объединяющие хозяйствующих субъектов в одну группу, которые сложно установить в практическом применении или которые в настоящее время не используются на практике.
Законом также вносятся изменения, направленные на уточнение порядка применения антимонопольного законодательства к действиям лиц, находящихся за пределами территории Российской Федерации и оказывающих влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации.
Данным Законом вводится (пункт 17 статьи 1) обязанность организаторов торгов публиковать извещение о проведении торгов в сети "Интернет" и запрещение заключений договоров по результатам торгов ранее, чем через десять дней со дня размещения соответствующей информации. Указанный запрет необходим для возможности обжалования процедуры и результатов торгов.
В настоящее время на территории Российской Федерации действует ряд федеральных законов, которыми установлены антимонопольные требования в отдельных сферах экономики. В связи с этим, Законом вносятся изменения в Закон Российской Федерации "О недрах", Земельный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации, Градостроительный кодекс Российской Федерации, Водный кодекс Российской Федерации, Лесной кодекс Российской Федерации, Федеральный закон "О приватизации государственного и муниципального имущества", Федеральный закон "Об электроэнергетике", Федеральный закон "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", Федеральный закон "Об исполнительном производстве", Федеральный закон "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и другие.
В частности, статьей 4 Закона вносятся изменения в Уголовный кодекс Российской Федерации, которыми из диспозиции части первой статьи 178 исключается ответственность за совершение любых ограничивающих конкуренцию соглашений или согласованных действий. В соответствии с новой нормой Закона, уголовная ответственность наступает только в случае заключения ограничивающих конкуренцию соглашений хозяйствующими субъектами - конкурентами, то есть хозяйствующими субъектами, осуществляющими продажу товаров на одном и том же товарном рынке.
По мнению Комитета Совета Федерации по промышленной политике, принятие данного Закона позволит повысить эффективность антимонопольного регулирования в Российской Федерации.
Данный Закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации, поскольку в соответствии с пунктом "в" статьи 106 Конституции Российской Федерации касается вопросов финансового регулирования.
Комитет провел экспертизу Закона, в соответствии с методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, и сообщает, что факторов, способствующих созданию условий для проявления коррупции, нет.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по промышленной политике считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить принятый Государственной Думой 22 ноября 2011 года Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Председатель Комитета |
В.Г. Завадников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.