Заключение Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности
от 24 ноября 2011 г. N 3.16-06/857
на проект федерального закона N 576274-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 22 ноября 2011 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности на своем заседании 24 ноября 2011 года рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и отмечается следующее.
В соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Федеральным законом вносятся изменения в Федеральный закон от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и в ряд других действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, направленные на уточнение порядка применения антимонопольного законодательства к действиям лиц, находящихся за пределами территории Российской Федерации и оказывающих влияние на состояние конкуренции на территории Российской Федерации.
Федеральным законом вносятся изменения в критерии определения монопольно высокой цены товара. В частности, для повышения объективности оценки антимонопольным органом цены товара, установленной хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение, Федеральный закон предусматривает положение, в соответствии с которым цена товара не признается монопольно высокой, если она не превышает цены, которая сформировалась на товарной бирже, торги на которой были организованы с учетом антимонопольных правил. Кроме того, при определении монопольно высокой цены товара могут учитываться биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичного товара.
Федеральным законом установлено, что манипулирование ценами на рынках электрической энергии будет рассматриваться в качестве самостоятельной формы злоупотребления доминирующим положением хозяйствующих субъектов.
Кроме того, Федеральным законом уточнены требования к антиконкурентным соглашениям и согласованным действиям, критерии отнесения согласованных действий к запрещенным, а также минимальные доли участников таких действий (запреты применяются к лицам, совокупная доля которых на товарном рынке превышает 20% и индивидуальная доля которых больше 8%).
Законодательно закреплено положение, предусматривающее распространение антимонопольных требований к торгам на запрос котировок. При этом установлено, что при заключении и исполнении договоров по результатам торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также проведении продажи государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения, продажи без объявления цены или в случае, когда такие торги или продажа признаны несостоявшимися, не допускается изменение условий таких договоров, установленных в документации о торгах, извещении о проведении торгов, проектах договоров, по соглашению сторон или в одностороннем порядке, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом.
Внесение изменений в статью 17.1 Федерального закона N 135-ФЗ предусматривает, что требование о проведении торгов на право заключения договоров, предусматривающих переход права владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества не распространяется на случаи передачи части помещения, если передаваемая часть не превышает десяти процентов площади соответствующего помещения. Кроме того, исключается обязательность проведения торгов при передаче имущества в субаренду в случаях, если такое имущество получено на торгах.
Вносимые Федеральным законом изменения в главу 7 Федерального закона N 135-ФЗ направлены на создание более эффективного механизма контроля экономической концентрации и позволят снизить административную нагрузку на средний бизнес.
Федеральный закон существенно повышает пороговые значения активов и оборота компаний, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа на совершение сделок, иных действий. Одновременно повышаются пороговые значения активов компаний по уведомлениям антимонопольного органа о совершенных сделках и иных действиях.
Статьей 14 Федерального закона вносится изменение в статью 18 Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", предусматривающее, что максимальный срок предоставления бизнес-инкубаторами государственного или муниципального имущества в аренду (субаренду) субъектам малого и среднего предпринимательства не должен превышать три года.
Реализация Федерального закона не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупциогенные факторы не выявлены.
Учитывая изложенное Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной Думой 22 ноября 2011 года (постановление Государственной Думы N 6335-5 ГД от 22 ноября 2011 года).
Первый заместитель |
В.К. Гусев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.