Заключение Комитета Государственной Думы по промышленности
по проекту федерального закона N 576274-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 576274-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" (о совершенствовании антимонопольного регулирования и развития конкуренции), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), Комитет Государственной Думы по промышленности отмечает следующее.
В целях совершенствования инструментов антимонопольного регулирования законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон "О защите конкуренции", Уголовный, Земельный, Жилищный, Градостроительный, Водный и Лесной кодексы Российской Федерации, Закон Российской Федерации "О недрах", федеральные законы "О естественных монополиях", "О приватизации государственного и муниципального имущества", "Об электроэнергетике", "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике", "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов", "О развитии малого и среднего предпринимательства", "Об исполнительном производстве", "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Данными изменениями, в частности, предусматривается:
- уточнение отдельных определений, используемых в Федеральном законе "О защите конкуренции";
- включение случаев предоставления государственных или муниципальных гарантий в состав государственных и муниципальных преференций, регулируемых антимонопольным законодательством;
- уточнение антимонопольных требований к действиям органов государственной власти и местного самоуправления;
- повышение пороговых значений размера активов и оборота лиц, в отношении которых осуществляется государственный контроль за экономической концентрацией;
- сокращение перечня безусловных запретов на совершение действий, ограничивающих конкуренцию, и ограничение сферы их применения только в отношении соглашений между конкурирующими на товарном рынке хозяйствующими субъектами;
- утверждение Правительством Российской Федерации правил недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарного рынка, с использованием которых производятся (реализуются) товары в сферах естественных монополий;
- уточнение механизмов контроля за соблюдением антимонопольных запретов;
- введение механизма административного обжалования результатов торгов, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целом, по мнению Комитета, принятие законопроекта позволит, с одной стороны, ограничить избыточное вмешательство органов государственной власти в деятельность организаций промышленности, и повысить эффективность антимонопольного регулирования - с другой.
Поддерживая концепцию законопроекта, Комитет отмечает, что ряд его положений нуждается в уточнении, дополнительном обсуждении или дополнении.
1. Пунктом 4 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменение в статью 6 Федерального закона "О защите конкуренции", согласно которому цена товара не будет признаваться монопольно высокой в случае, если она установлена на товарной бирже. Поддерживая данную новацию, Комитет предлагает предусмотреть возможность применения поправочных коэффициентов, рассчитываемых по утверждаемым уполномоченными федеральными органами исполнительной власти методикам, при изменении параметров продукции по сравнению со стандартизированным биржевым товаром.
2. Согласно подпункту "б" пункта 21 статьи 1 законопроекта, перечень оснований для проведения антимонопольным органом внеплановой проверки хозяйствующих субъектов дополняется "обнаружением признаков нарушения антимонопольного законодательства". При этом в законопроекте не раскрываются процессуальные основания для наступления юридического факта "обнаружения".
3. В пункте 14 статьи 1 законопроекта учтены рекомендации "круглого стола" на тему: "Законодательное обеспечение развития малого и среднего предпринимательства в отраслях промышленности", проведенного Комитетом Государственной Думы по промышленности 16 мая 2011 года, в части введения внеконкурсного порядка продления договоров аренды государственного (муниципального) имущества субъектами малого и среднего предпринимательства. Вместе с тем, действие данной нормы ограничено договорами аренды, заключенными по результатам проведения конкурсов или аукционов. Учитывая, что норма об обязательном проведении конкурсов или аукционов была введена статьей 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции", Комитет предлагает распространить внеконкурсный порядок продления и на договора аренды, заключенные до даты ее вступления в силу.
4. В тексте законопроекта (пункты 26 и 27 статьи 1), также как и в действующей редакции Федерального закона "О защите конкуренции", применяется термин "не имеющие промышленного назначения здания, строения, сооружения, помещения и части помещений". При этом понятие объектов недвижимости "промышленного назначения" не имеет законодательного определения и не раскрыто в законопроекте.
5. Подпунктом "в" пункта 31 статьи 1 предлагается ввести возможность изменения или отмены предписания, выданного антимонопольным органом в рамках государственного контроля за экономической концентрацией, в связи с существенными обстоятельствами, наступившими после его вынесения. К числу таких обстоятельств отнесены изменение продуктовых или географических границ товарного рынка, состава продавцов или покупателей, утрата хозяйствующим субъектом доминирующего положения на товарном рынке. По мнению Комитета, данный перечень не учитывает всех возможных обстоятельств, исключающих возможность и (или) целесообразность исполнения предписаний ФАС России. В этой связи необходимо применить в тексте законопроекта общее основание для изменения или отмены предписания ФАС России, указав при этом, что изменение предписания не может ухудшать положение лица, которому такое предписание выдано.
6. Законопроектом (статья 3) вносятся изменения в Федеральный закон "О естественных монополиях", дополняющие перечень сфер деятельности субъектов естественных монополий услугами водоснабжения и водоотведения. Поддерживая данную новацию, Комитет считает необходимым распространить сферу применения Федерального закона "О естественных монополиях" и на иные услуги, оказываемые в сфере жилищно-коммунального хозяйства.
7. Пункт 1 статьи 7 законопроекта предусматривает внесение изменений в статью 3 Федерального закона "Об электроэнергетике", вводящих определение манипулирования ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности). В состав данного правонарушения включаются действия, совершаемые как при продаже, так и при покупке электрической энергии (мощности) на оптовом или розничных рынках, приводящие к изменению нерегулируемой цены более чем на 10 процентов. В результате реализации данной нормы подача любой заявки на покупку электрической энергии (мощности), повлекшая соответствующее изменение цены, сможет стать основанием для возбуждения дела о манипулировании ценами в отношении покупателя или продавца электрической энергии. Комитет, обращая внимание на неравное рыночное положение продавцов и покупателей в сфере электроэнергетики, считает необходимым исключить из определения манипулирования ценами случаи покупки электрической энергии (мощности).
8. Пунктом 2 статьи 7 законопроекта предлагается ввести в Федеральный закон "Об электроэнергетике" новый дополнительный критерий для установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта или группы лиц, действующих в сфере электроэнергетики. Предлагается признавать доминирующим положение потребителя электроэнергии (мощности) в том случае, если доля приобретаемой (потребляемой) электрической энергии и (или) мощности в границах соответствующей зоны свободного перетока будет превышать 20 процентов. При этом какие-либо обоснования необходимости распространения специальных антимонопольных ограничений и мер регулирования в сфере электроэнергетики на потребителей электрической энергии (мощности) в сопроводительных материалах к законопроекту не приведены.
Учитывая вышеизложенное, Комитет по промышленности рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 576274-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" в первом чтении при условии учета замечаний Комитета при его подготовке ко второму чтению.
Председатель Комитета |
С.В. Собко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.