Заключение Комитета Государственной Думы по экономической политике и предпринимательству
на проект федерального закона N 576274-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации"
Досье на проект федерального закона
Комитет по экономической политике и предпринимательству рассмотрел проект федерального закона N 576274-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Указанный законопроект разработан в соответствии с Программой развития конкуренции в Российской Федерации на 2010 - 2012 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.05.2009 N 691-р.
Законопроект направлен на совершенствование антимонопольного регулирования и создание дополнительных возможностей для развития конкуренции с учетом международного права и особенностей правоприменительной практики в Российской Федерации.
Изменения в Федеральный закон "О защите конкуренции" предусматривают уточнение терминологии, сокращение безусловных запретов для хозяйствующих субъектов, пересмотр норм ответственности за нарушение антимонопольного законодательства, ужесточение требований к органам власти в рамках предоставления государственных и муниципальных услуг, уточнение порядка заключения договоров в отношении государственного и муниципального имущества, уточнение функций и полномочий антимонопольного органа.
Уточнение требований к антиконкурентным договоренностям хозяйствующих субъектов предусматривает разведение понятий "соглашения" и "согласованные действия" и, как следствие, дифференциацию норм ответственности за них.
Под соглашениями будут подразумеваться только письменные или устные соглашения между конкурентами с четкой фиксацией цены. Безусловно должны быть запрещены соглашения конкурентов по поводу установления цены товара, раздела рынка, сговора на торгах и отказа от заключения договора с потребителем. Все остальные соглашения подлежат запрету лишь при условии, если они ограничивают конкуренцию.
Критерием согласованных действий конкурентов предлагается считать публичное заявление о планируемом поведении на рынке. При этом снимается запрет на согласованные действия конкурентов, совокупная доля которых менее 20 процентов на товарном рынке, а индивидуальная - менее 8 процентов.
Уголовную ответственность за согласованные действия, не связанные с картельными сговорами, предлагается отменить.
Данные изменения можно расценивать как либерализацию норм антимонопольного законодательства, призванную существенно упростить работу бизнеса.
В рамках третьего антимонопольного пакета предлагается дифференцировать административную ответственность за нарушение антимонопольного законодательства исходя из смягчающих или отягчающих обстоятельств, а также учитывая, приводят указанные нарушения к ограничению конкуренции или нет. Для субъектов естественных монополий предлагается применять оборотные штрафы, для остальных хозяйствующих субъектов - фиксированные (до 1 миллиона рублей). Кроме того, вводится новый состав правонарушения - манипулирование ценами на рынках электроэнергии.
Одним из принципиальных положений Федерального закона "О защите конкуренции" является определение монопольно высокой цены товара, являющейся формой злоупотребления доминирующим положением хозяйствующего субъекта. В законопроекте предлагается не считать цену товара монопольно высокой, если она сформирована на бирже, торги на которой организованы с соблюдением антимонопольных правил. Для оценки объективности цены могут использоваться также биржевые и внебиржевые индикаторы цен, установленные на мировых рынках аналогичного товара.
Обращает внимание также предлагаемое уточнение порядка заключения договоров аренды в отношении государственного и муниципального имущества, вносимое в статью 17.1 Федерального закона "О защите конкуренции". Предлагается исключить из внеконкурсного заключения договоров аренды возможность предоставления указанного имущества государственным компаниям и корпорациям.
Одновременно расширяется перечень оснований для внеконкурсного и внеаукционного предоставления имущества в аренду для размещения сетей связи, предоставления в аренду частей зданий и сооружений, не превышающих двадцати квадратных метров и 10 процентов общей площади помещений, а также заключение договоров с лицами, подавшими единственную заявку на участие в конкурсе (аукционе).
Кроме того, исключается обязательность проведения торгов при передаче имущества в субаренду в случаях, если такое имущество получено на торгах или на основании государственного или муниципального контракта. Законопроект также определяет требования к срокам размещения извещений о проведении торгов, требования к порядку заключения договоров по результатам таких торгов, а также продлению договоров при истечении сроков.
Одной из новаций законопроекта является возможность продления договоров аренды на новый срок, что является темой неоднократных обращений хозяйствующих субъектов в Государственную Думу.
Относительно заключения договоров об оказании финансовых услуг органам государственной власти (органам местного самоуправления) не допускается пролонгация и заключение на новый срок договоров без проведения открытых конкурсов или аукционов. Кроме того, предлагается дополнить обязательные требования к отбору финансовых организаций, предоставив органам государственной власти возможность проводить оценку финансовой устойчивости и платежеспособности финансовой организации.
В законопроекте предполагается ужесточить требования к действиям органов власти путем введения запрета на создание дискриминационных условий хозяйствующим субъектам. Нарушением законодательства признается установление органами власти не предусмотренных законодательством платежей при предоставлении государственных (муниципальных) услуг, а также указания органов власти хозяйствующим субъектам на приобретение конкретных товаров.
Еще одной положительной новацией законопроекта является возможность предоставления государственных и муниципальных преференций субъектам малого и среднего бизнеса в соответствии с федеральными, региональными и муниципальными программами развития предпринимательства.
Поскольку ограничение конкуренции и препятствия доступа на рынок отражаются в основном на представителях малого и среднего бизнеса, в законопроекте предлагается создать более эффективный механизм государственного контроля за экономической концентрацией. Для этого существенно повышаются пороговые значения активов и оборота компаний, при которых требуется предварительное согласие антимонопольного органа, а также уведомление о совершенных сделках, что можно расценивать как снижение административной нагрузки на средний бизнес и сосредоточение на более серьезных нарушениях антимонопольного законодательства
В законопроекте предусмотрено право Правительства Российской Федерации устанавливать правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарного рынка, с использованием которых производятся (реализуются) товары в сферах естественных монополий. Указанные правила будут способствовать исключению злоупотреблений со стороны хозяйствующих субъектов, владеющих такими объектами инфраструктуры.
Дополнительными полномочиями предлагается наделить антимонопольный орган - отменять гостендеры, проведенные с нарушением установленных правил, вести реестры лиц, привлеченных к административной ответственности за злоупотребление доминирующим положением, а также реестры должностных лиц органов власти, привлеченных к административной ответственности за ограничение конкуренции.
Одновременно законопроект предусматривает внесение изменений в 15 федеральных законов.
Значительная часть пакета посвящена антимонопольному регулированию рынка электроэнергии. Законопроект запрещает хозяйствующим субъектам совмещать деятельность по передаче электроэнергии в пределах ценовой зоны с деятельностью по производству и купле-продаже электроэнергии.
Изменения Федерального закона "Об электроэнергетике" предусматривают введение понятия "манипулирование ценами на оптовом и розничном рынках электрической энергии (мощности)", которое подразумевает совершение действий, приводящих к значительному изменению цен на электроэнергию без изменения общих условий обращения товара. Одновременно предлагается установить административную ответственность за совершение таких действий, аналогичную ответственности за злоупотребление доминирующим положением и антиконкурентные соглашения. Кроме того, законопроект предлагает признать положение покупателя электрической энергии (мощности) доминирующим, если доля мощности его оборудования, доля выработки электроэнергии или доля приобретаемой электроэнергии в определенных границах превышает 20 процентов.
Большое количество поправок в сопутствующие законы ("О недрах", "О естественных монополиях", "О приватизации государственного и муниципального имущества", Земельный кодекс, Жилищный кодекс, Градостроительный кодекс, Водный кодекс, Лесной кодекс) связаны с использованием государственных ресурсов, прежде всего природных, в целях недопущения монополизации добычи природных ресурсов.
Одновременно уточняются антимонопольные требования в разных сферах экономики, предъявляемые к проведению торгов, в целях повышения открытости и прозрачности продаж государственного имущества, обязанность организаторов торгов публиковать извещение о проведении торгов в сети "Интернет", а также запрет на заключение договора по результатам торгов ранее чем через десять дней со дня размещения информации о результатах торгов.
Законопроект предусматривает отнесение к сферам естественных монополий услуг по водоснабжению и водоотведению с использованием системы коммунальной инфраструктуры.
Правительству Российской Федерации предоставляется право устанавливать правила недискриминационного доступа к объектам инфраструктуры товарного рынка, с использованием которых производятся (реализуются) товары в сферах естественных монополий. Указанные правила будут способствовать исключению злоупотреблений со стороны хозяйствующих субъектов, владеющих такими объектами инфраструктуры.
Кроме того, большое количество поправок, включенных в законопроект, носит технический характер, направлен на совершенствование норм антимонопольного регулирования с учетом его практического применения и современного развития экономики.
Принятие новых норм будет способствовать развитию конкуренции на товарных рынках и более эффективному пресечению монополистической деятельности хозяйствующих субъектов.
Учитывая изложенное, Комитет поддерживает концепцию проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О защите конкуренции" и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.А. Федоров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.