Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 576277-5 "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" (в части установления административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства)
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству (соисполнителем) рассмотрен указанный проект федерального закона, внесенный Правительством Российской Федерации.
Законопроект направлен на создание более эффективных административно-правовых гарантий соблюдения антимонопольного законодательства.
В этих целях предлагается внесение изменений в общие положения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в части установления для отдельных административных правонарушений иных, чем установленные статьями 4.2 и 4.3 Кодекса, обстоятельств, смягчающих или отягчающих административную ответственность. Так, к смягчающим административную ответственность обстоятельствам предлагается отнести исполнение предписания антимонопольного органа и прекращение правонарушения, а к отягчающим - продолжительность совершения преступления более одного года, нанесенный ущерб более одного миллиона рублей либо извлечение дохода более пяти миллионов рублей, а также неоднократное совершение правонарушения.
Устанавливается ответственность за манипулирование ценами на оптовых (розничных) рынках электроэнергии. Максимальный штраф для участника рынка, не занимающего доминирующего положения, предлагается в размере одного миллиона рублей, за повторное аналогичное правонарушение - дисквалификация должностного лица на срок до трех лет.
Также предлагается введение нового способа исчисления штрафа в виде "начальной стоимости предмета торгов".
Отдельные изменения вносятся в установленный порядок производства по делам об административных правонарушениях и порядок пересмотра постановлений и решений по делам об административных правонарушениях.
Рассмотрев законопроект, Комитет сообщает следующее.
По нашему мнению, предлагаемый законопроектом учет продолжительности совершения административного правонарушения за пределами годичного срока вступает в противоречие с общими положениями Кодекса, устанавливающими, что срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства составляет один год.
Избыточным представляется выделение такого отягчающего ответственность обстоятельства как повторное совершение правонарушения юридическим лицом, поскольку в соответствии с пунктом 2 статьи 4.3 Кодекса обстоятельством, отягчающим административную ответственность, в том числе признается повторное совершение однородного административного правонарушения, причем любым из субъектов административного правонарушения.
Для установления в проектируемой статье 14.31.2 ответственности за "манипулирование ценами на оптовом и (или) розничных рынках электрической энергии (мощности)_" отсутствует правовое основание, поскольку Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" не содержит определения понятия "манипулирование ценами".
Введение в санкции части 1 статьи 14.32 Кодекса нового способа исчисления штрафа в виде "начальной стоимости предмета торгов" требует приведения в соответствие с общими положениями Кодекса, а именно внесения изменения в статью 3.5, устанавливающую порядок выражения и исчисления административного штрафа.
Изменения, проектируемые в статью 19.8 Кодекса, устанавливающую ответственность за непредставление ходатайств, уведомлений (заявлений), сведений (информации) в федеральный антимонопольный орган, его территориальные органы, органы регулирования естественных монополий или органы, уполномоченные в области экспортного контроля, следует привести в соответствие с Федеральным законом "О защите конкуренции" в части правомерности привлечения к административной ответственности за действия, указанные в проектируемой части 7 указанной статьи.
Просим учесть данные замечания при рассмотрении законопроекта.
Утверждено Комитетом "5" сентября 2011 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.