Заключение
Комитета Совета Федерации по бюджету
от 26 сентября 2011 г. N 3.6-06/701
на проект федеральномого закона N 576596-5 "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год", Комитет Совета Федерации по бюджету отмечает следующее.
Указанный Федеральный закон внесен Правительством Российской Федерации.
Исполнение федерального бюджета в 2010 году осуществлялось в условиях благоприятной ценовой конъюнктуры для основных товаров российского экспорта, сокращения численности безработных, аномально жаркого лета.
Принятые антикризисные меры в 2008-2009 годах позволили экономике страны в 2010 году выйти на траекторию восстановительного экономического роста, повысить устойчивость функционирования финансовой и банковской систем.
Исполнение федерального бюджета за 2010 год позволило решить большинство задач, определенных Бюджетным посланием Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
Вместе с тем в 2010 году не было обеспечено решение проблемы достижения сбалансированности бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации. До сих пор не внесены в Государственную Думу новая редакция девятого раздела Бюджетного кодекса Российской Федерации "Государственный и муниципальный финансовый контроль" и проект федерального закона "О государственном прогнозировании и социально-экономическом развитии Российской Федерации", устанавливающего правовые основы стратегического планирования и социально-экономического развития.
В ходе исполнения федерального бюджета в 2010 году изменения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" вносились три раза, при этом основные характеристики федерального бюджета уточнялись дважды.
С 1 января 2010 года единый социальный налог, взимавшийся около девяти лет, был заменен на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды. Была проведена валоризация пенсионных прав, что позволило осуществить самое значительное увеличение пенсионных выплат за последние 10 лет. На валоризацию было направлено 502,2 млрд. рублей.
Если в 2009 году отмечалось падение темпов роста по большинству основных показателей, характеризующих социально-экономическое развитие России, то в 2010 году, по сравнению с предыдущим годом, произошло улучшение их динамики: индекс выпуска товаров и услуг по базовым видам экономической деятельности составил 105,7% (в 2009 году - 91,4%), индекс промышленного производства - 108,2% (90,7%), объем инвестиций в основной капитал - 106% (84,3%), грузооборот транспорта - 106,9% (89,9%), объем платных услуг населению - 101,5% (97,5%), оборот розничной торговли - 106,3% (94,9%). Однако докризисный уровень по этим показателям не был достигнут.
В 2010 году объем ВВП составил 44 939,2 млрд. рублей, что на 4% больше чем в 2009 году.
Уровень инфляции в декабре 2010 года по сравнению с декабрем 2009 года составил 8,8% (в декабре 2009 года по сравнению с декабрем 2008 года - 8,8%). При этом в отличие от предыдущих лет значительное увеличение цен наблюдалось во второй половине года и было обусловлено ростом цен на продовольственные товары из-за сокращения производства продукции сельского хозяйства в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 11,9%, вызванного значительными потерями урожая из-за аномально жаркого лета.
В среднем за 2010 год мировая цена на нефть марки "Юралс" составила 78,2 доллара США за баррель, что выше уровня 2009 года на 28% (61,1 доллара США за баррель), однако на 17,2% ниже уровня 2008 года (94,4 доллара США за баррель). Средняя экспортная цена на природный газ в 2010 году находилась на уровне 268,5 доллара США за 1 тыс. куб. м. и была на 7,7% выше чем в 2009 году (249,3 доллара США за 1 тыс. куб. м.), но на 24,1% ниже чем в 2008 году (353,7 доллара США за 1 тыс. куб. м.).
Объем экспорта в 2010 году составил 400,1 млрд. долларов США, рост по сравнению с 2009 годом на 31,8%. Импорт составил в 2010 году 248,7 млрд. долларов США (129,7% к уровню 2009 года). Положительное сальдо торгового баланса в 2010 году составило 151,4 млрд. долларов США, что на 34,8 млрд. долларов США выше чем в 2009 году.
В 2010 году остался достаточно низкий уровень консолидированного внешнего долга Российской Федерации, который составил на начало 2011 года 489,04 млрд. долларов США (33% к ВВП), увеличившись по сравнению с началом 2010 года на 21,8 млрд. долларов США. При этом международные резервы Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года (479,4 млрд. долларов США) оказались на 9,64 млрд. долларов США меньше общего объема консолидированного внешнего долга Российской Федерации.
В 2010 году темп прироста реальных располагаемых денежных доходов населения составил 4,2% против 2% в 2009 году, реальный размер назначенных пенсий вырос на 34,8% (в 2009 году - увеличение на 10,7%).
Доходы федерального бюджета в 2010 году составили 8 305,4 млрд. рублей, что на 430,4 млрд. рублей или на 5,5 %, больше законодательно установленного показателя, расходы - 10 117,4 млрд. рублей, что на 139,0 млрд. рублей или на 1,4 %, меньше законодательно установленного показателя. Размер дефицита федерального бюджета - 1 812,0 млрд. рублей, что на 569,5 млрд. рублей или на 23,9 % меньше установленной суммы (4% к ВВП).
Основными доходными статьями федерального бюджета в 2010 году, как и в предыдущие годы, были: вывозная таможенная пошлина, НДС и НДПИ.
В 2010 году нефтегазовые доходы составили 3 830,67 млрд. рублей (102,5% от законодательно утвержденных). Ненефтегазовые доходы составили 4 474,74 млрд. рублей (108,1% от законодательно утвержденных).
Комитет обращает внимание на имеющуюся совокупную задолженность по налоговым платежам, налоговым санкциям и пеням. На 1 января 2011 года она составила 1 100,9 млрд. рублей, или 13,25% к общему объему доходов (уменьшилась на 53 млрд. рублей по сравнению с 2009 годом).
Львиная доля задолженности приходится на три налога: НДС, налог на прибыль организаций и платежи за пользование природными ресурсами.
Значительно выросла задолженность по бюджетным ссудам и бюджетным кредитам. На 1 января 2011 года она составляла 2 328,1 млрд. рублей. При этом просроченная задолженность составила 1 264,1 млрд. рублей или более 50% от ее общего уровня.
Комитет отмечает, что впервые за последние годы до начала финансового года были приняты 92 из 106 нормативных правовых актов, обеспечивающих исполнение федерального бюджета 2010 году.
Кассовое исполнение расходов в 2010 году характеризовалось следующими данными:
Расходы по статьям функциональной классификации |
Федеральный закон млрд. руб. |
Кассовое исполнение млрд. руб. |
Процент кассового исполнения к Федеральному закону |
общегосударственные расходы |
1 028,3 |
887,9 |
86,4 |
национальная оборона |
1 278,0 |
1 276,4 |
99,9 |
национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
1 088,7 |
1 085,4 |
99,7 |
национальная экономика |
1 462,6 |
1 222,7 |
83,6 |
жилищно-коммунальное хозяйство |
209,6 |
234,9 |
112,1 |
охрана окружающей среды |
12,8 |
13,5 |
105,3 |
образование |
409,7 |
442,8 |
108,1 |
культура, кинематография, средства массовой информации |
126,1 |
125,6 |
99,6 |
здравоохранение, физическая культура и спорт |
353,1 |
347,4 |
98,4 |
социальная политика |
342,7 |
344,9 |
100,7 |
межбюджетные трансферты |
3 944,9 |
4 135,9 |
104,8 |
всего расходов |
10 256,4 |
10 117,5 |
98,6 |
Исполнение расходов федерального бюджета по федеральным целевым программам составило 764,7 млрд. рублей или 99,5% к утвержденным, расходы на реализацию федеральной адресной инвестиционной программы составили 754,3 млрд. рублей (95,8%), что существенно выше, чем в предыдущие годы. Однако из 1 036 объектов, предусмотренных к вводу в 2010 году, введено в эксплуатацию лишь 354 объекта или 34,2% (в 2009 году - 17,6%).
Такое распыление бюджетных ассигнований по объектам свидетельствует о неэффективном использовании бюджетных средств. В реализации ФАИП и ФЦП, как и в предыдущие годы, сохраняются серьезные недостатки. Затягиваются сроки разработки и утверждения ФЦП, подготовки проектно-сметной документации и оформления регистрационных документов, имеются нарушения в проведении конкурсных процедур.
Кассовое исполнение приоритетных национальных проектов в 2010 году составило 469,7 млрд. рублей (99,7%). В отличие от предыдущих лет в 2010 году по трем национальным проектам исполнение было наиболее высоким.
Исполнение расходов на реализацию мероприятий по подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи составило 188,1 млрд. рублей (98,5% от утвержденных).
В 2010 году из федерального бюджета на реализацию антикризисных мер направлены средства в сумме 1,5 трлн. рублей. При этом расходы федерального бюджета на реализацию мер по ускорению процессов модернизации и созданию условий для перехода от антикризисного режима функционирования экономики к решению инновационных задач исполнены не в полном объеме (90,3%).
В 2010 году расходы федерального бюджета на межбюджетные трансферты (без учета трансфертов государственным внебюджетным фондам) составили 1 378,3 млрд. рублей.
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований исполнены в 2010 году в сумме 522,7 млрд. рублей или 101,0% к утвержденным ассигнованиям, субсидии - 411,4 млрд. рублей (108,4%), субвенции - 378,6 млрд. рублей (162,0%), иные межбюджетные трансферты - 65,6 млрд. рублей (116,1%).
Совокупный объем Резервного фонда в 2010 году сократился на 1 055,3 млрд. рублей и составил 775 млрд. рублей. За 2010 год средства Фонда национального благосостояния уменьшились на 73,5 млрд. рублей и составили к концу финансового года 2 695,5 млрд. рублей.
Объем государственного долга Российской Федерации на конец 2010 года составил 4 158,2 млрд. рублей (9,3% к ВВП) и увеличился на 28,6% по сравнению с началом года.
Государственный внутренний долг Российской Федерации составил 2 940,4 млрд. рублей, государственный внешний долг Российской Федерации - 1 217,8 млрд. рублей.
В 2010 году в 63 субъектах Российской Федерации бюджеты исполнены с дефицитом против 62 в 2009 году.
По результатам контрольных мероприятий, осуществленных Счетной палатой Российской Федерации, установлено только 6 фактов нецелевого использования средств федерального бюджета (в 2009 году - 9 фактов) на сумму 192,8 млн. рублей (в 2009 году - 33,8 млн. рублей).
Отсутствие в Бюджетном кодексе Российской Федерации норм, формирующих эффективный контроль за использованием бюджетных средств, препятствует созданию условий для наиболее эффективного исполнения бюджетных ассигнований. По данным Счетной палаты Российской Федерации по состоянию на 1 января 2011 года у 43 главных администраторов средств федерального бюджета (39,4% общего количества) отсутствовали утвержденные ведомственные стандарты и методики проведения внутреннего государственного финансового контроля.
Комитет считает, что необходимо ускорить процесс внесения в Государственную Думу проекта новой редакции девятого раздела Бюджетного кодекса Российской Федерации "Государственный и муниципальный финансовый контроль".
В 2010 году продолжилась негативная тенденция расходования значительной части бюджетных средств в IV квартале финансового года.
Комитет неоднократно обращал внимание Правительства Российской Федерации, что подобная практика не дает возможности бюджетополучателям, в том числе субъектам Российской Федерации, полностью освоить выделенные средства и снижает эффективность их использования.
Согласно методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 года N 96, коррупционные факторы не выявлены.
Учитывая изложенное, Комитет Совета Федерации по бюджету считает целесообразным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год".
Председатель Комитета |
Е.В. Бушмин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.