Заключение
Комитета Совета Федерации Федерального Собрания РФ по социальной политике и здравоохранению
от 27 сентября 2011 г. N 3.13-07/1264
на проект федерального закона N 576710-5 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению рассмотрел в соответствии с Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Федеральный закон "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год" (далее - Федеральный закон), внесенный Правительством Российской Федерации, принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 сентября 2011 года (постановление N 5810-5 ГД) и переданный на рассмотрение Совета Федерации.
Данный Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации.
Федеральный закон утверждает отчет и показатели по исполнению в 2010 году Федерального закона от 28 ноября 2009 года N 294-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (далее - Закон).
Комитет отмечает, что в отличие от бюджетов предыдущих лет, в течение 2010 года изменения, в том числе затрагивающие основные характеристики бюджета Фонда, в Закон не вносились.
В соответствии со статьей 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации исполнение бюджета велось на основе сводной бюджетной росписи. Уточненная роспись расходов Фонда на 2010 год утверждена 31 декабря 2010 года с увеличением к установленным Законом объемам расходов на 2,5 процента.
В 2010 году бюджет Фонда исполнен с дефицитом в объеме 7,3 млрд. рублей, что на 2,3 млрд. рублей, или 45,6%, больше объема дефицита, утвержденного Законом, что связано с недопоступлением доходов в размере 4,0 млрд. рублей к планируемому значению и направлением остатков, сложившихся на 1 января 2010 года, на осуществление расходов на цели, установленные Законом.
Бюджет Фонда в 2010 году исполнен по доходам в сумме 101 843,6 млн. рублей или на 96,2% от показателей, утвержденных Законом. С 1 января 2010 года вместо единого социального налога введены страховые взносы на обязательное медицинское страхование (далее - ОМС), администратором которых выступает Пенсионный фонд Российской Федерации. Доходы от страховых взносов на ОМС составили 91 027,8 млн. рублей или 89,4% в общей сумме доходов и на 2 195,7 млн. рублей больше суммы единого социального налога за 2009 год (при равном тарифе (ставке), но измененной базе для начисления страховых взносов).
Трансферты федерального бюджета составили 4 734,0 млн. рублей или 100% к бюджетным назначениям и 4,6% от общего объема доходов бюджета Фонда. Снижение в 6 раз доли средств федерального бюджета в доходах бюджета Фонда обусловлено реализацией в 2010 году Фондом лишь двух направлений приоритетного национального проекта "Здоровье": финансового обеспечения дополнительной диспансеризации работающих граждан и диспансеризации детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Бюджет Фонда по расходам исполнен в сумме 109 124,0 млн. рублей или на 98,4% от утвержденных Законом расходов и на 94,5% к сводной бюджетной росписи.
В целях финансового обеспечения выполнения территориальных программ обязательного медицинского страхования (далее - ОМС) в рамках базовой программы ОМС Фондом направлены дотации в бюджеты территориальных фондов ОМС в сумме 85 687,1 млн. рублей (100% от бюджетных назначений). Кроме того, из нормированного страхового запаса направлены средства на увеличение дотаций на выполнение территориальных программ ОМС в сумме 488,2 млн. рублей. Общий объем трансфертов по данной статье составил 86 175,3 млн. рублей.
Средства ОМС, передаваемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации, направлены в отчетном периоде на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в сумме 17 500,0 млн. рублей или 100% к утвержденным годовым бюджетным ассигнованиям.
В части реализации проведения дополнительной диспансеризации работающих граждан и диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2010 году наблюдается 100% исполнение бюджетных назначений, а также частичное использование остатков средств прошлых лет.
Расходы Фонда в 2010 году на диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, при сохранении норматива затрат на проведение диспансеризации одного ребенка составили 795,7 млн. рублей, в том числе 61,7 млн. рублей остатки прошлых лет. Диспансеризация проведена в отношении 339 151 ребенка (100,1% от плана).
На проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан использовано федеральных средств с учетом переходящего остатка (155,8 млн. рублей) на сумму 4 155,8 млн. рублей. Численность граждан, прошедших диспансеризацию в 2010 году, составила 3 949 873 человека или 102,9% от численности граждан, подлежащих диспансеризации согласно данным Минздравсоцразвития России.
Расходы на обеспечение целевых мероприятий по развитию и совершенствованию системы ОМС, а также на финансовое и материально-техническое обеспечение деятельности Фонда, информатизацию системы ОМС составили 497,1 млн. рублей или 0,46% к общей сумме расходов.
Остатки средств на счетах Фонда на конец 2010 года составили 486,7 млн. рублей, из них 340,1 млн. рублей - средства ФОМС и 146,6 млн. рублей - средства федерального бюджета: на дополнительную диспансеризацию работающих граждан (105,5 млн. рублей) и на диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (41,1 млн. рублей).
Федеральный закон не содержит правовых норм, способствующих возникновению условий для проявления коррупции.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что рассматриваемый Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
Счетная палата Российской Федерации в своем заключении подтверждает все сведения, содержащиеся в отчете об исполнении бюджета Фонда.
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год", принятый Государственной Думой.
Председатель Комитета |
В.А. Петренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.