Заключение
Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности
от 27 сентября 2011 г. N 3.5-07/1322
на проект федеральномого закона N 576596-5 "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности в соответствии со статьями 105 и 106 Регламента Совета Федерации рассмотрел Федеральный закон "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год" в части расходов на обеспечения обороны и государственной безопасности Российской Федерации, принятый Государственной Думой 21 сентября 2011 года.
Исполнение федерального бюджета в 2010 году в части расходов на обеспечение обороны и безопасности государства осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" с изменениями, внесенными федеральными законами от 4 мая 2010 г. N 71-ФЗ, от 23 июля 2010 г. N 185-ФЗ, от 3 ноября 2010 г. N 278-ФЗ, постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2009 г. N 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", иными нормативными правовыми актами, принятыми в его исполнение, а также сводной бюджетной росписью федерального бюджета на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов.
Исполнение бюджета по разделам функциональной классификации расходов бюджетов Российской Федерации (в процентах) приведено в таблице N 1.
Таблица N 1
Разделы |
% исполнения бюджета |
Национальная оборона |
99,9 |
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность |
99,7 |
По разделу "Национальная оборона" кассовые расходы федерального бюджета составили в 2010 году 1 276 460,9 млн. рублей (99,9 %).
Исполнение федерального бюджета за 2010 год по подразделам раздела "Национальная оборона" приведено в таблице N 2.
Исполнение расходов федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" в отчетном периоде осуществляли 28 главных распорядителей средств федерального бюджета. Наиболее крупные из них - Министерство обороны Российской Федерации, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, на которые приходится 98,7 % объема расходов федерального бюджета по данному разделу.
Таблица N 2
ПРз |
Наименование |
Федеральный закон |
Исполнение, млн. руб. |
Процент исполнения |
01 |
Вооруженные силы РФ |
959 563,2 |
974 393,5 |
101,5 |
03 |
Мобилизационная и вне-войсковая подготовка |
2 606,6 |
2 462,4 |
94,4 |
04 |
Мобилизационная подготовка экономики |
4 895,1 |
4 887,9 |
99,9 |
05 |
Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности |
11 086,6 |
318,2 |
2,9 |
06 |
Ядерно-оружейный комплекс |
18 754,7 |
18 745,6 |
100,0 |
07 |
Реализация международных обязательств в сфере военно-технического сотрудничества |
4 210,4 |
4 046,5 |
96,1 |
08 |
Прикладные научные исследования в области национальной обороны |
148 680,6 |
153 098,3 |
103,0 |
09 |
Другие вопросы в области национальной обороны |
128 229,4 |
118 509,2 |
92,4 |
Основными причинами неполного использования бюджетных ассигнований по отдельным направлениям являются:
оплата договорных обязательств по фактическим объемам выполненных работ (услуг), а также неисполнение поставщиками договорных обязательств;
экономия средств в результате снижения стоимости поставляемых товаров, выполняемых работ (услуг) по итогам проведения конкурсных процедур;
прекращение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, потерявших свою актуальность;
поступление в федеральный бюджет доходов, предусмотренных частью 8 статьи 5 Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", в объеме менее запланированного.
Следует отметить, что задания государственного оборонного заказа в отчетном году выполнены не полностью. В том числе не выполнены задания из перечня приоритетных вооружений, военной и специальной техники.
Практика планирования расходов в Минобороны России, составляющих основную долю расходов федерального бюджета на обеспечение национальной обороны, не обеспечивает равномерность расходования бюджетных средств в течение года. Около 40 % расходов Минобороны России приходится на IV квартал.
Дебиторская задолженность на конец отчетного периода по Министерству обороны Российской Федерации составила более 24% всех расходов и выросла по сравнению с аналогичным показателем на начало года в 1,9 раза.
Система отчетности, разработанная Военно-промышленной комиссией, допускает оценку выполнения государственного оборонного заказа по произведенной оплате контрактов. Таким образом, понимание степени выполнения государственного оборонного заказа не соответствует фактическому положению дел.
Также отмечается, что, в отчетном периоде Минобороны России неэффективно осуществляло функции государственного заказчика по реализации федеральных целевых программ.
Из 17 ФЦП в 2010 году 13 программ реализовывалось со значительными отклонениями от предусмотренных мероприятий.
В процессе осуществления бюджетных инвестиций имеют место случаи нарушения требований правовых актов, регламентирующих порядок размещения и оплаты заказов, а также неэффективного использования средств федерального бюджета.
В отчетном периоде объем бюджетных инвестиций на строительство и покупку постоянного жилья для военнослужащих увеличился более чем в 2 раза, годовое задание по обеспечению военнослужащих постоянным и служебным жильем в количественном выражении выполнено полностью. При этом, следует отметить, расчетная стоимость условной квартиры увеличилась в 2010 году на 32,3 процента.
Проведенная проверка консолидированной отчетности Минобороны России и входящих в ее состав отчетов подведомственных распорядителей показала грубые нарушения финансовой дисциплины и недостатки в ведении бюджетного учета и составлении отчетности.
В Минобороны России не сформирована система внутреннего контроля, обеспечивающая эффективное управление имуществом и бюджетными расходами, позволяющая предотвращать нерациональное и неэкономное использование бюджетных средств, выявлять механизмы хищений, утрат и другие экономические нарушения.
Кассовые расходы по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" составили в 2010 году 1 085 371,7 млн. рублей (99,7%).
Исполнение федерального бюджета за 2010 год по подразделам раздела "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" отражено в таблице N 3.
Исполнение расходов федерального бюджета по разделу "Национальная безопасность и правоохранительная деятельность" в 2010 году осуществляли 22 главных распорядителя средств федерального бюджета. Наиболее крупные из них - МВД России, ФСБ России, ФСИН и МЧС России, на долю которых приходится 77,8% объема произведенных расходов федерального бюджета по данному разделу.
Таблица N 3.
ПРз |
Наименование |
Федеральный закон |
Исполнение, млн. руб. |
Процент исполнения |
01 |
Органы прокуратуры |
51 148,3 |
51 171,8 |
100,0 |
02 |
Органы внутренних дел |
285 079,2 |
288 838,8 |
101,3 |
03 |
Внутренние войска |
66 433,4 |
64 318,6 |
96,8 |
04 |
Органы юстиции |
38 622,5 |
39 070,8 |
101,2 |
05 |
Система исполнения наказаний |
148 768,9 |
149 129,5 |
100,2 |
06 |
Органы безопасности |
201 508,0 |
192 717,1 |
95,6 |
07 |
Органы пограничной службы |
77 426,7 |
78 974,3 |
102,0 |
08 |
Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ |
19 325,7 |
19 447,5 |
100,6 |
09 |
Защита населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, гражданская оборона |
61 401,1 |
63 803,7 |
103,9 |
10 |
Обеспечение пожарной безопасности |
81 866,4 |
84 968,9 |
103,8 |
11 |
Миграционная политика |
23 327,0 |
23 307,5 |
99,9 |
12 |
Модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов |
1 623,5 |
1 340,8 |
82,6 |
13 |
Прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности |
21 999,0 |
21 791,7 |
99,1 |
14 |
Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности |
10 145,6 |
6 490,7 |
64,0 |
Неисполненные назначения по лимитам бюджетных обязательств (с учетом средств, поступивших от сдачи в аренду федерального имущества) на 1 января 2011 года по данному разделу составили 9 241,6 млн. рублей, или 0,8% лимитов бюджетных обязательств.
Наибольший объем неисполненных средств образовался по подразделам 0306 "Органы безопасности" и 0314 "Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности" и составляет 86,7% общего объема неисполненных назначений.
Основной причиной неисполнения бюджетных ассигнований является невостребованность зарезервированных Минфином России средств федерального бюджета на реализацию решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по обеспечению отдельных мероприятий в сфере национальной безопасности и низкий уровень выполнения Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом. Кроме того, следует отметить, что в 2010 году стоимость жилья для военнослужащих увеличилась более чем на треть по сравнению с 2009 годом.
Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности рассмотрев Федеральный закон "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год" рекомендует Правительству Российской Федерации усилить контроль за выполнением государственного оборонного заказа и государственной программы вооружения в соответствии с объемными показателями, отраженными в указанных документах, внедрить систему отчетности об исполнении государственного оборонного заказа, соответствующую требованиям информативности, полноты и достоверности, обеспечить равномерное расходование бюджетных средств, выделяемых Минобороны России, другим силовым структурам и органам в ходе исполнения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.
Исходя из вышеизложенного, Комитет Совета Федерации по обороне и безопасности решил:
рекомендовать Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год", принятый Государственной Думой 21 сентября 2011 года.
Председатель Комитета |
В.А. Озеров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.