Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам на проект федерального закона N 576596-5 "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев проект федерального закона N 576596-5 "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год", внесенный Правительством Российской Федерации, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам отмечает, что законопроект представлен в Государственную Думу в соответствии со статьей 264.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации в установленный срок, и состав документов и материалов, подлежащих представлению в Государственную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета, соответствует части 2 указанной статьи.
В заключении Комитета на проект федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год" анализируются кассовое исполнение федерального бюджета и основные макроэкономические показатели и социально-экономические условия развития страны в 2010 году, с учетом заключений комитетов и комиссии Государственной Думы, Совета Федерации, а также заключения Счетной палаты Российской Федерации, утвержденного Коллегией Счетной палаты Российской Федерации 29 августа 2011 года (протокол N 40К (807).
По результатам проверки Счетной палаты Российской Федерации данные отчета об исполнении федерального бюджета за 2010 год соответствуют проекту федерального закона "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год".
Следует отметить, что в ходе исполнения федерального бюджета в 2010 году изменения в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" вносились три раза, при этом основные характеристики федерального бюджета уточнялись дважды.
Согласно Бюджетному посланию Президента Российской Федерации от 25 мая 2009 года бюджетная политика в 2010 - 2012 годах была ориентирована на адаптацию бюджетной системы к изменившимся условиям и на создание предпосылок для устойчивого социально-экономического развития страны в посткризисный период.
Основными целями бюджетной политики были определены:
- ограничение размеров бюджетного дефицита, сохранение макроэкономической стабильности, а также обеспечение исполнения социальных обязательств государства;
- определение приоритетов и целей использования бюджетных средств, а также оптимальных форм поддержки реального сектора экономики и финансовой системы;
- создание стимулов для внедрения и развития современных технологий и повышения энергоэффективности экономики;
- завершение формирования надежной и сбалансированной пенсионной системы на длительную перспективу;
- повышение эффективности бюджетных расходов, в том числе за счет реструктуризации бюджетного сектора, а также реализация мер по повышению качества государственных услуг.
Комитет отмечает, что особенностями исполнения федерального бюджета в 2010 году являлись:
утверждение основных характеристик на плановый период 2011 и 2012 годов без детализации расходов по конкретным направлениям;
приостановление формирования нефтегазового трансферта;
зачисление в федеральный бюджет нефтегазовых доходов, а также доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния;
значительный дефицит федерального бюджета;
отсутствие в законе положений, дающих право использования "переходящих" остатков, за исключением бюджетных ассигнований Инвестиционного фонда Российской Федерации;
реализация антикризисных мер по поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики Российской Федерации, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики.
По итогам 2010 года рост ВВП в целом составил 4,0 процента.
Промышленное производство в 2010 году выросло на 8,2 процента, в том числе обрабатывающие производства - на 11,8 процента. Наиболее высокими темпами роста характеризуются производство транспортных средств и оборудования - 32,2 процента, электронного и оптического оборудования - 22,8 процента, металлургическое производство и производство готовых металлических изделий - 12,4 процента, а также химическое производство на 14,6 процента.
В период кризиса в 2009 году и до середины 2010 года наибольшую устойчивость и позитивную динамику сохраняло сельское хозяйство. Однако, вследствие аномальной и жаркой погоды во втором и третьем кварталах 2010 года произошло значительное снижение сельскохозяйственного производства, и в целом за год снижение составило 11,9 процента.
Позитивные изменения в экономике позволили сохранить положительную динамику реальных доходов населения, рост которых по итогам года составил 4,2 процента.
Среднемесячная начисленная заработная плата в отчетном периоде составила 21,2 тысяч рублей и по сравнению с 2009 годом выросла на более, чем на 11 процентов. Реальная начисленная заработная плата за 2010 год выросла на 4,6 процента.
В 2010 году в России произошло самое значительное увеличение пенсионных выплат за последние 10 лет. Размер трудовой пенсии по старости к конце 2010 года составил 8 166 руб.
Рост экономики позволил улучшить ситуацию на рынке труда. Общая численность безработных снизилась на 0,7 млн. человек и составила в среднем за год 5,6 млн. человек, или 7,5 процента экономически активного населения, что на 0,9 процентного пункта ниже уровня 2009 года.
Численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения, на конец 2010 года составила 1,6 млн. человек, что на 0,6 млн. человек меньше, чем в 2009 году.
На фоне начавшегося экономического роста и роста доходов населения в 2010 году розничная торговля развивалась значительно динамичнее, чем в 2009 году. По итогам 2010 года прирост оборота розничной торговли составил 6,3 процента.
Потребительский спрос поддерживался также восстановлением кредитования физических лиц. С начала 2010 года кредиты, предоставленные физическим лицам, увеличились на 14,3 процента.
В 2010 году инфляция на потребительском рынке составила 8,8 процента, что на 0,8 процентного пункта выше уровня, официально установленного законом о федеральном бюджете на 2010 год. Основной вклад в усиление инфляции по итогам года внес рост цен на продовольственные товары, обусловленный как повышением цен на отечественную сельхозпродукцию, так и продовольственный импорт.
В отчетном периоде импорт товаров по сравнению с 2009 годом вырос на 29,7 процента и составил 248,7 млрд. долларов США, экспорт товаров - на 31,8 процента и составил 400,4 млрд. долларов США. Увеличение стоимости экспорта в 2010 году по сравнению с 2009 годом связано в основном с ростом цен на основные товары российского экспорта и, прежде всего, на энергоресурсы - сырую нефть, нефтепродукты и природный газ.
В 2010 году цена на нефть марки "Urals" составила 78,2 доллара США за баррель, что на 28,1 процента больше, чем в 2009 году и на 34,8 процента больше учтенной при формировании федерального бюджета на 2010 год (58,0 доллара США за баррель).
Положительное сальдо торгового баланса в 2010 году составило 151,7 млрд. долларов США, что на 40,1 млрд. долларов США выше, чем в 2009 году.
В отчетном периоде международные резервы увеличились с 439,5 млрд. долл. США до 479,4 млрд. долл. США или на 9 процентов к уровню 2009 года.
С учетом изменения показателей прогноза социально-экономического развития исполнение основных показателей федерального бюджета в 2010 году сложилось следующим образом:
(млн. рублей) | ||||||||
Наименование показателя |
Утвержденный бюджет (N 308-ФЗ от 02.12.2009) |
в % к ВВП |
Уточненный бюджет (N 185-ФЗ от 23.07.2010) |
в % к ВВП |
Уточненный бюджет (N 278-ФЗ от 03.11.2010) |
в % к ВВП |
Кассовое исполнение |
в % к уточ. бюджету |
ВВП |
43 187 000,0 |
|
44 957 000,0 |
|
45 175 000,0 |
|
44 939 200,0 |
-0,5 |
Доходы |
6 950 010,0 |
16,1 |
7 783 778,4 |
17,3 |
7 874 951,6 |
17,4 |
8 305 414,4 |
5,5 |
Расходы |
9 886 920,9 |
22,9 |
10 212 419,9 |
22,7 |
10 256 419,9 |
22,7 |
10 117 454,5 |
-1,4 |
Дефицит (-) |
2 936 910,9 |
6,8 |
2 428 641,5 |
5,4 |
2 381 468,3 |
5,3 |
1 812 040,1 |
-23,9 |
Таким образом, доходы федерального бюджета в 2010 году исполнены с превышением на 430 462,8 млн. рублей, или на 5,5 процента к прогнозу доходов, утвержденному Федеральным законом "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Расходы федерального бюджета в 2010 году составили 10 117,5 млрд. рублей, или 102,3 процента к первоначально утвержденному объему расходов.
Дефицит федерального бюджета на 2010 год по кассовому исполнению уменьшился по сравнению с прогнозируемым объемом на 23,9 процента и составил 1 812 040,1 млн. рублей, в том числе:
по источникам внутреннего финансирования дефицита - 1 692 363,8 млн. рублей;
по источникам внешнего финансирования дефицита - 119 676,3 млн. рублей.
В общей сумме доходов федерального бюджета 2010 года нефтегазовые доходы составили 3 830 672,8 млн. рублей или 46,1 процента и ненефтегазовые доходы - 4 474 741,6 млн. рублей или 53,9 процента.
Прогнозные и отчетные показатели поступления доходов в 2010 году характеризуются данными, приведенными в таблице.
Таким образом, основную часть налоговых поступлений федерального бюджета составили поступления от НДС - 56,8 процента от общего объема налоговых доходов, налога на добычу полезных ископаемых - 31,3 процента, налога на прибыль организаций - 5,8 процентов.
Комитет обращает внимание, что за 2010 год было начислено к уплате по НДС порядка 2,5 трлн. рублей. При этом фактическое возмещение по указанному налогу составило около 1,2 трлн. рублей или 48 процентов от начисленного объема.
В структуре неналоговых доходов основная доля принадлежит доходам от уплаты таможенных пошлин, которые составили 73,1 процента общего объема неналоговых доходов, по соглашениям в рамках Таможенного союза - 6,2 процента, от перечисления части прибыли Центрального банка Российской Федерации - 4,8 процента, а также доходам от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния - 3,2 процента.
Изменение макроэкономических показателей привело к увеличению доходов федерального бюджета по сравнению с уровнем, утвержденным законом о бюджете на 2010 год на сумму 209 699,5 млн. рублей.
Совокупное влияние факторов, не связанных с изменением макроэкономических показателей, увеличило доходы на сумму 220 763,3 млн. рублей.
Комитет обращает внимание на сохраняющуюся совокупную задолженность по налоговым платежам, налоговым санкциям и пеням в бюджетную систему Российской Федерации.
При этом необходимо отметить, что на 1 января 2011 года задолженность незначительно снизилась по сравнению с 2009 годом (на 53 866,0 млн. рублей) и составила 1 100 042,9 млн. рублей, в том числе по федеральным налогам и сборам в сумме 929 736,8 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2011 года 86,0 процента общей суммы задолженности по федеральным налогам и сборам приходится на три налога: налог на добавленную стоимость (313 238,7 млн. рублей), налог на прибыль организаций (176 679,3 млн. рублей) и платежи за пользование природными ресурсами (13 109,2 млн. рублей).
По данным Счетной Палаты Российской Федерации остается значительной общая сумма задолженности по всем бюджетным ссудам и бюджетным кредитам, которая по состоянию на 1 января 2011 года составила 2 328,1 млрд. рублей. При этом более половины - 1 264,1 млрд. рублей составляет просроченная задолженность. Увеличение объема просроченной задолженности по сравнению с началом отчетного периода обусловлено в основном увеличением задолженности по государственным финансовым и государственным экспортным кредитам, которая по состоянию на 1 января 2011 года составила 1 103,7 млрд. рублей или 87,3 процента общей суммы просроченной задолженности.
В Федеральном законе от 2 декабря 2009 года N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" расходы на 2010 год были утверждены в сумме 9 886 920,9 млн. рублей. Однако, в июле и ноябре 2010 года под влиянием благоприятных макроэкономических факторов были внесены изменения в основные характеристики бюджета.
В целом, законодательно утвержденный объем расходов федерального бюджета на 2010 год по сравнению с первоначальным увеличен на 369 499,0 млн. рублей и составил 10 256 419,9 млн. рублей или 22,7 процента ВВП.
Как и в 2009 году, в отчетном году практически половина расходов бюджета была сосредоточена по направлениям, определяющим качество жизни людей: на оплату труда, пенсий, социальных пособий, на образование, здравоохранение, жилье.
Кассовое исполнение расходов составило 10 117 454,5 млн. рублей или 98,6 процента к утвержденному объему, что является наилучшим за последние три года уровнем кассового исполнения расходов федерального бюджета.
В структуре расходов наибольший удельный вес составляли расходы на межбюджетные трансферты - 40,9 процента, национальную оборону - 12,6 процента и национальную экономику - 12,1 процента.
Комитет отмечает, что по сравнению с 2009 годом значительно сократилась доля расходов на национальную экономику (с 17,1 до 12,1 процента), что обусловлено сокращением расходов, направленных на реализацию антикризисных мероприятий.
Расходы федерального бюджета по большинству разделов исполнены на 100 и более процентов. Необходимо отметить, что кассовые расходы федерального бюджета в первом квартале 2010 года составили 21,7 процента против 17,7 процента в начале 2009 года. Такая положительная тенденция в значительной степени обусловлена своевременным принятием нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации.
Комитет отмечает, что впервые за последние годы до начала 2010 года принято 92 (83,6 процента) из 110 нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
В 2010 году на обслуживание государственного долга Российской Федерации было предусмотрено 219 993,7 млн. рублей или 2,1 процента от общего объема расходов. Кассовое исполнение составило 195 032,2 млн. рублей или 88,7 процента от уточненной росписи, из них:
расходы на обслуживание государственного внутреннего долга Российской Федерации составили 121 717,1 млн. рублей;
расходы на обслуживание государственного внешнего долга Российской Федерации - 73 315,1 млн. рублей.
Кассовое исполнение расходов по разделу "Общегосударственные вопросы" без учета средств на обслуживание государственного и муниципального долга составило 692 888,3 млн. рублей или 85,7 процента от законодательно утвержденного объема бюджетных ассигнований.
Такой процент исполнения в основном обусловлен тем, что в 2010 году в сумме 59,8 млрд. рублей не были использованы на осуществление взноса Российской Федерации в Антикризисный Фонд ЕврАзЭС в связи с отсутствием положительных решений по предоставлению финансовых кредитов.
Расходы федерального бюджета по разделу "Национальная оборона" в 2010 году исполнены в сумме 1 276 460,9 млн. рублей или 99,9 процента, с ростом на 88,3 млрд. рублей по сравнению с предыдущим годом.
Наименьший процент исполнения расходов - 2,9 процента к утвержденному объему ассигнований сложился по подразделу "Подготовка и участие в обеспечении коллективной безопасности и миротворческой деятельности". Это связано с принятием решения об отзыве воинского формирования Вооруженных Сил Российской Федерации, принимающего участие в операции ООН по поддержанию мира в Республике Чад и Центральноафриканской Республике, и передислокации его на территорию Республики Судан.
Комитет отмечает, что в отчетном периоде объем бюджетных инвестиций на строительство и покупку жилья для военнослужащих увеличился более чем в 2 раза, годовое задание по обеспечению военнослужащих постоянным и служебным жильем в количественном выражении выполнено полностью. При этом расчетная стоимость условной квартиры увеличилась на 32,3 процента.
Учитывая, что в 2010 году стоимость жилья для военнослужащих увеличилась более чем на треть, полагаем необходимым принять меры по недопущению дальнейшего ее роста.
В 2010 году в рамках проведения мероприятий, связанных с предупреждением банкротства стратегических организаций оборонно-промышленного комплекса из федерального бюджета предоставлены субсидии 21 организации на общую сумму 4 281,5 млн. рублей.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2010 году составило 1 085 371,7 млн. рублей или 99,7 процента от утвержденных расходов.
Наиболее низкий процент исполнения к утвержденным расходам сложился по подразделам "Другие вопросы в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности" - 64,0 процента и "Модернизация внутренних войск, войск гражданской обороны, а также правоохранительных и иных органов" - 82,6 процента.
Расходы по разделу "Национальная экономика", первоначально утвержденные в сумме 1 388 503,4 млн. рублей, были увеличены на 74 078,0 млн. рублей и составили 1 462 581,3 млн. рублей.
Исполнение расходов федерального бюджета по разделу составило 1 222 690,4 млн. рублей или 83,6 процента от законодательно утвержденного уровня бюджетных ассигнований. Это обусловлено в основном перераспределением бюджетных ассигнований, предусмотренных на реализацию антикризисных мероприятий, в сумме 295 000,0 млн. рублей между разделами бюджетной классификации в соответствии с их отраслевой направленностью.
В 2010 году за счет средств федерального бюджета были предоставлены субсидии государственным корпорациям на общую сумму 81 715,1 млн. рублей, в том числе:
- Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" выделено 54 433,0 млн. рублей, из них 53 239,8 млн. рублей - имущественный взнос на развитие атомного энергопромышленного комплекса;
- Государственной корпорации по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции "Ростехнологии" выделено 27 282,1 млн. рублей, из них 11 000,0 млн. рублей на поддержку открытого акционерного общества "АВТОВАЗ" и Волгоградского ОАО "Химпром".
На осуществление взносов Российской Федерации в уставные капиталы отдельных организаций выделено 56 557,6 млн. рублей.
Расходы федерального бюджета по подразделу "Топливно-энергетический комплекс" исполнены в объеме 18 046,5 млн. рублей или 146,8 процента от утвержденного объема бюджетных ассигнований, в связи с увеличением на 6 366,8 млн. рублей расходов, финансируемых за счет средств Инвестиционного фонда.
Это позволило в отчетном периоде завершить строительство объектов инфраструктуры, в том числе магистрального нефтепровода в рамках инвестиционного проекта "Комплекс нефтеперерабатывающих и нефтехимических заводов в г. Нижнекамске", а также провести проектно-изыскательские работы для строительства Канкунской ГЭС в рамках проекта "Комплексное развитие Южной Якутии".
В целях государственной поддержки отдельных отраслей промышленности и топливно-энергетического комплекса в 2010 году предоставлены субсидии 33 организациям электроэнергетики, которые позволили осуществить подготовку к прохождению осенне-зимнего максимума нагрузок, сдержать темп роста тарифов на электроэнергию в проблемных и изолированных от единой энергосистемы регионах.
Кроме того, для привлечения кредитных ресурсов и направления их на модернизацию оборудования, обеспечение промышленной безопасности и охрану труда работающих организациям угольной промышленности были выделены субсидии в сумме около 3 млрд. рублей.
В 2010 году осуществлены взносы в уставные капиталы открытых акционерных обществ "Усть-Среднекамская ГЭС", "Федеральная сетевая компания", "Дальневосточная энергетическая управляющая компания" и "Сахалинская энергетическая компания".
Расходы по подразделу "Сельское хозяйство и рыболовство" исполнены в сумме 35 324,4 млн. рублей или 117,0 процента от утвержденных расходов, в связи с увеличением его на 7 038,0 млн. рублей в рамках реализации антикризисных мероприятий.
По направлению "Сельское хозяйство" в 2010 году на проведение закупочных и товарных интервенций сельскохозяйственной продукции, а также залоговых операций выделено 5 878,0 млн. рублей, предоставлены субсидии на компенсацию затрат, связанных с хранением, страхованием запасов сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на сумму 5 000,0 млн. рублей.
Кроме того, в целях модернизации инфраструктуры агропродовольственного рынка осуществлены взносы в уставный капитал ОАО "Объединенная зерновая компания" на общую сумму 3 000,0 млн. рублей.
На реализацию в 2010 году Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы выделено 102 656,4 млн. рублей или 96,7 процента от утвержденного объема.
Осуществлялась государственная поддержка приоритетных отраслей сельского хозяйства, в том числе на поддержку элитного семеноводства выделено 500,0 млн. рублей, племенного животноводства - 4 096,1 млн. рублей, северного оленеводства и табунного коневодства - 280,8 млн. рублей.
В 2010 году выделено 6 091,2 млн. рублей на возмещение гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, сельскохозяйственным потребительским кооперативам, крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.
Комитет отмечает, что бюджетные ассигнования, предусмотренные по направлению "Рыболовное хозяйство", исполнены в 2010 году в сумме 308,1 млн. рублей или 37,0 процентов от утвержденного объема.
Практически невостребованными остались средства, выделенные на предоставление субсидий рыбохозяйственным организациям и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат и уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным на строительство и модернизацию:
- рыбопромысловых судов - 6,2 процента;
- объектов рыбоперерабатывающей инфраструктуры, объектов хранения рыбной продукции - 34,9 процента.
Полностью не использованы средства в сумме 218,7 млн. рублей, предусмотренные в виде субсидий организациям рыбохозяйственного комплекса и индивидуальным предпринимателям на возмещение части затрат по уплате лизинговых платежей на приобретение рыбоперерабатывающего, холодильного оборудования, а также процентов по кредитам, полученным на создание специализированных рынков по реализации рыбной продукции.
По разделу "Жилищно-коммунальное хозяйство" исполнение расходов составило 234 898,4 млн. рублей или 112,1 процента от законодательно утвержденного уровня расходов.
В ходе реализации мероприятий по обеспечению военнослужащих служебным и постоянным жильем осуществлены инвестиции в сумме 1 269,0 млн. рублей в строительство и приобретение жилья для военнослужащих, в том числе 6 668 служебных и 51 939 постоянных квартир.
Кроме того, осуществлены бюджетные инвестиции в строительство и приобретение служебного и постоянного жилья: для сотрудников Федеральной таможенной службы в объеме 599,6 млн. рублей и для сотрудников Федеральной службы Российской Федерации по контролю за оборотом наркотиков - 434,5 млн. рублей.
В 2010 году за счет средств федерального бюджета осуществлен имущественный взнос Российской Федерации в государственную корпорацию - Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в общей сумме 44 000,0 млн. рублей, из них:
для финансовой поддержки субъектов Российской Федерации в части переселения граждан из аварийного жилищного фонда - 25 000,0 млн. рублей;
для реализации в приоритетном порядке переселения граждан из аварийного жилищного фонда, а также проведения капитального ремонта многоквартирных домов - 10 000,0 млн. рублей;
для финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, на территориях которых находятся монопрофильные муниципальные образования - 5 000,0 млн. рублей.
На реализацию приоритетного национального проекта "Доступное и комфортное жилье - гражданам России" из федерального бюджета выделено 312 300,8 млн. рублей или в 1,7 раза больше утвержденного уровня бюджетных ассигнований.
В рамках реализации указанного проекта в 2010 году введено в эксплуатацию 58,1 млн. кв. м жилья. По данным субъектов Российской Федерации наибольшее количество жилья построено в Московской области - 7,7 млн. кв. м, Краснодарском крае - 3,55 млн. кв. м, г. Санкт-Петербурге - 2,7 млн. кв. м, Республике Татарстан - 2,03 млн. кв. м, Ростовской, Свердловской областях по 1,8 млн. кв. м, городе Москве - 1,77 млн. кв. м.
В рамках подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" государственную поддержку в приобретении жилья получили 14,9 тыс. молодых семей.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по разделу "Охрана окружающей среды" в 2010 году составило 13 471,9 млн. рублей (105,3 процента).
Расходы по разделу "Образование" в 2010 году исполнены в сумме 442 805,6 млн. рублей или 108,1 процента от утвержденного уровня бюджетных ассигнований.
В рамках этих расходов выделены средства на обеспечение деятельности:
33 дошкольных образовательных учреждений, в которых находилось на воспитании 4 245 детей, в сумме 4 332,0 млн. рублей;
18 школ - детских садов, школ начальных, неполных средних и средних с числом обучающихся детей 4 649, в сумме 2 527,6 млн. рублей;
23 специальных профессиональных училищ со среднегодовым контингентом обучающихся 3,46 тыс. человек, - 3 067,2 млн. рублей;
886 средних специальных учебных заведений с численностью обучающихся 521,1 тыс. человек, - 30 994,0 млн. рублей;
81 института повышения квалификации и курсов по переподготовке кадров в сумме 5 485,3 млн. рублей;
529 высших учебных заведений со среднегодовым контингентом обучающихся 2 089,8 тыс. человек, - 273 484,5 млн. рублей.
В рамках реализации Федеральной целевой программы развития образования на 2006 - 2010 годы в 2010 году введено в эксплуатацию 13 объектов учреждений высшего профессионального образования.
На реализацию мероприятий приоритетного национального проекта "Образование", направленных на повышение качества образования, в 2010 году выделено 17 054,7 млн. рублей или 99,7 процента от утвержденных расходов.
Указанные средства были направлены на:
- развитие сети национальных университетов и других образовательных учреждений (федеральные университеты) в сумме 1 274,0 млн. рублей;
- дистанционное образование 8500 детей-инвалидов - 2 500,0 млн. рублей;
- государственную поддержку талантливой молодежи и выплату премий более 5 тыс. победителям и призерам международных, всероссийских и региональных конкурсных мероприятий для школьников, студентов, учащихся техникумов, колледжей, училищ в возрасте от 14 до 25 лет - 199,9 млн. рублей;
- ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство около 800 тысяч педагогических работников - 11 450,0 млн. рублей;
- поощрение лучших учителей - 200,0 млн. рублей.
Расходы федерального бюджета по разделу "Культура, кинематография и средства массовой информации" в 2010 году исполнены в сумме 125 597,7 млн. рублей или 99,6 процента, что обусловлено отсутствием поставки оборудования в объеме контрактных обязательств для Большого театра России по ФЦП "Культура России (2006 - 2011 годы)", а также невыполнением подрядчиком обязательств на проведение работ по объекту Соловецкий музей-заповедник.
В отчетном периоде обеспечена деятельность 67 музеев, в том числе 33 музеев, отнесенных к особо ценным объектам культурного наследия народов России, 50 театрально-зрелищных учреждений, 14 федеральных библиотек, в том числе Президентской библиотеки имени Б.Н. Ельцина, Российской государственной библиотеки и Российской национальной библиотеки.
Произведены ремонтно-реставрационные работы особо значимых объектов культурного наследия, в том числе "Гостиный двор" в г. Архангельске, "Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник", "Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник "Кижи", "Государственный музей истории космонавтики им. К.Э. Циолковского".
Кассовое исполнение расходов по разделу "Здравоохранение, физическая культура и спорт" в 2010 году составило 347 353,5 млн. рублей или 98,4 процента от утвержденного объема бюджетных ассигнований.
Наиболее низкий процент исполнения расходов сложился по подразделу "Амбулаторная помощь", направлению "Закупки лекарственных средств, предназначенных для лечения больных злокачественными новообразованиями лимфоидной, кроветворной и родственных им тканей, гемофилией, муковисцидозом, гипофизарным нанизмом, болезнью Гоше, рассеянным склерозом, а также после трансплантации органов и (или) тканей" - 83,9 процента. Это обусловлено сложившейся экономией по итогам проведения закупок, а также частично не состоявшимися конкурсами в конце года.
На реализацию мероприятий по направлению "Высокотехнологичные виды медицинской помощи" выделено 37 097,9 млн. рублей. В рамках этих мероприятий:
оказана высокотехнологичная медицинская помощь 289,7 тыс. больным в медицинских учреждениях, участвующих в выполнении государственного задания, что на 35 тысяч больше пролеченных в 2009 году;
пролечено 55,6 тыс. больных с онкологическими заболеваниями, выполнено 74,8 тыс. кардиохирургических вмешательств, 46,9 тыс. травматологических и ортопедических операций, включая 29,2 тыс. операций по эндопротезированию суставов, 16,5 тыс. нейрохирургических операций, 29,7 тыс. офтальмологических оперативных вмешательств, 1 360 операций по трансплантации органов;
оказана высокотехнологичная медицинская помощь 255,0 тыс. больным в федеральных медицинских учреждениях.
Осуществлена закупка и поставка 100 единиц автомобильной техники в учреждения, находящиеся в ведении Минздравсоцразвития России и ФМБА России, в том числе автомобилей класса "А" - 6 единиц, класса "В" - 89 единиц, класса "С" - 5 единиц. Кроме того, закуплены 173 автомобиля скорой медицинской помощи для госпиталей ветеранов войн.
На реализацию приоритетного национального проекта "Здоровье" из федерального бюджета выделено 140 368,8 млн. рублей и исполнение составило 99,8 процента от утвержденного уровня бюджетных ассигнований.
Указанные средства, в том числе направлены на:
- осуществление имущественного взноса Российской Федерации в Государственную корпорацию по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной продукции "Ростехнологии" для завершения строительства и ввода в эксплуатацию федеральных центров высоких медицинских технологий в сумме 18 014,7 млн. рублей;
- строительство федеральных центров высоких медицинских технологий - 3 430,0 млн. рублей;
- строительство медицинских центров по оказанию специализированной медицинской помощи в области акушерства, гинекологии и неонатологии (перинатальных центров) - 5 640,0 млн. рублей;
- денежные выплаты медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи - 9 667,0 млн. рублей;
- закупки диагностических средств и антиретровирусных препаратов для профилактики и лечения инфицированных вирусами иммунодефицита человека и гепатитов В и С - 13 278,3 млн. рублей.
- совершенствование организации медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях - 3 382,9 млн. рублей.
В рамках мероприятий по формированию здорового образа жизни на создание 193 и оснащение медицинским оборудованием 502 центров здоровья в 2010 году выделено 470 млн. рублей.
Кассовое исполнение расходов по подразделу "Физическая культура и спорт" в 2010 году составило 13 387,4 млн. рублей или 98,1 процента от законодательно утвержденного уровня бюджетных ассигнований.
Подготовлено и проведено около 205 физкультурных мероприятий, в том числе 152 мероприятия среди детей и учащейся молодежи, 53 - среди лиц средних и старших возрастных групп.
Кроме того, проведены Международный спортивный форум "Россия - спортивная держава", XXVIII открытая Всероссийская массовая лыжная гонка "Лыжня России-2010", в которой приняли участие 69 субъектов Российской Федерации и около 1,5 млн. человек, а также VIII Всероссийские летние сельские спортивные игры в г. Елабуга Республика Татарстан, общее количество участников в которых составило 2,4 тыс. человек.
В 2010 году приобретено 68 комплектов оборудования для быстровозводимых физкультурно-оздоровительных комплексов с последующей их передачей субъектам Российской Федерации.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета в целом по разделу "Социальная политика" в 2010 году составило 344 943,7 млн. рублей или 100,7 процента законодательно утвержденных расходов. Уровень финансирования указанных расходов 2009 года превышен на 21,5 млрд. рублей.
Следует отметить, что исполнение публичных нормативных обязательств в 2010 году обеспечено в полном объеме с учетом их индексации на уровень инфляции.
В 2010 году существенная часть бюджетных ассигнований по данному разделу (67,6 процента) направлена на выплату пенсий военнослужащим и членам их семей, а также приравненным к ним лицам.
Расходы, связанные с пенсионным обеспечением, в 2010 году исполнены в сумме 243 648,0 млн. рублей, что составило 99,4 процента утвержденных законом расходов.
За счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в полном объеме выплачены пенсии, пособия и компенсации более 2 миллионам граждан, уволенным с военной и приравненной к ней службы.
На социальное обеспечение населения выделено 89 210,6 млн. рублей или 105,6 процента.
Более половины ассигнований или 49 857,1 млн. рублей направлены на приобретение жилья военнослужащим и приравненным к ним лицам, уволенным или подлежащим увольнению с военной службы, гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера, федеральным государственным гражданским служащим, а также вынужденным переселенцам. Таким образом, в 2010 году обеспечены жильем: 19,6 тысяч семей военнослужащих, 3,2 тысячи семей граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера, 853 семьи вынужденных переселенцев, 517 семей участников ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, 192 семьи молодых ученых.
На социальную помощь направлено 38 464,1 млн. рублей, что на 4 672,6 млн. рублей больше утвержденных законом ассигнований. Исполнение составило 113,8 процента. Эти средства использовались на оказание социальной помощи гражданам пострадавшим при катастрофе на Чернобыльской АЭС в сумме 19,0 млрд.рублей, отдельным категориям граждан по проезду на транспорте пригородного сообщения - 4,0 млрд. рублей (обеспечено 176 млн. поездок), на выплату пособий и компенсаций военнослужащим и приравненным к ним лицам - 11,0 млрд. рублей, на ежемесячную денежную выплату ветеранам в соответствии с законом "О ветеранах" - 1,2 млрд. рублей, на компенсации членам семей погибших военнослужащих в сумме 1,0 млрд. рублей, которые выплачены более 53 тысячам человек.
Подраздел "Охрана семьи" исполнен в 2010 году на 103,0 процента на общую сумму 2 837,5 млн. рублей. В рамках подраздела на выплату пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий, выделено 2,7 млрд. рублей. Такие пособия получили 36,4 тысяч человек.
На ФЦП "Дети России" на 2007 - 2010 годы утверждено 165,9 млн. рублей и исполнено на сумму 165,3 млн. рублей или 99,6 процента.
В ходе реализации подпрограммы "Дети и семья":
поставлено 60 микроавтобусов в учреждения социального обслуживания семьи и детей в 35 субъектах Российской Федерации;
проведены межрегиональные мероприятия оздоровительно-творческого и военно-спортивного направления, в которых приняли участие более 950 детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
организован отдых и оздоровление более 4 тыс. детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по подразделу "Другие вопросы в области социальной политики" в 2010 году составило 2 755,9 млн. рублей или 70,6 процента от законодательно утвержденных расходов.
Использование бюджетных ассигнований осуществлялось по следующим основным направлениям:
перечислены субсидии Фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в сумме 1 000,0 млн. рублей для софинансирования программам субъектов Российской Федерации в области поддержки таких детей; на обеспечение проектов, разработанных муниципальными образованиями и организациями; на проведение общенациональной информационной кампании по противодействию жестокому обращению с детьми. Этими мероприятиями охвачено 289,7 тысяч детей.
Оказана государственная поддержка следующим организациям инвалидов:
"Всероссийское общество инвалидов" в сумме 350,0 млн. рублей;
"Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" - 300, 0 млн. рублей;
"Всероссийское общество глухих" - 100,0 млн. рублей;
"Общероссийская общественная организация инвалидов войны в Афганистане" - 50,0 млн. рублей.
Предоставлены субсидии отдельным общественным организациям и иным некоммерческим объединениям из них:
"Центру восстановительной терапии для воинов-интернационалистов им. М.А. Лиходея" - 240,0 млн. рублей;
"Центру реабилитации слепых - 100,0 млн. рублей;
Республиканской школе восстановления трудоспособности слепых и подготовки собак - проводников - 59,0 млн. рублей;
Культурно-спортивному реабилитационному комплексу общества слепых - 55,0 млн. рублей;
Общероссийской общественной организации ветеранов войны и военной службы - 13,9 млн. рублей;
Всероссийской общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов - 9,0 млн. рублей;
Всероссийской общественной организации Героев, Кавалеров Государственных наград и Лауреатов Государственных премий "Трудовая доблесть России" - 6,7 млн. рублей;
Общероссийской общественной благотворительной организации инвалидов - жертв политических репрессий - 5,8 млн. рублей.
Расходы по разделу "Межбюджетные трансферты", первоначально утвержденные в сумме 3 725 402,0 млн. рублей, были увеличены в ходе исполнения на 219 481,4 млн. рублей.
Кассовое исполнение расходов по разделу составило 4 135 940,3 млн. рублей или 104,8 процента законодательно утвержденного уровня. В 2010 году расходы на межбюджетные трансферты возросли по сравнению с 2009 годом на 542,5 млрд. рублей.
Следует отметить, что в течение ряда лет существенную часть расходов раздела составляли расходы по подразделу "Межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов". В 2010 году по сравнению с 2009 годом они увеличены на 644,5 млрд. рублей и составили 2 757 648,9 млн. рублей (66,8 процентов расходов по разделу), в том числе трансферты Пенсионному фонду в сумме 2 643 833,0 млн. рублей, Фонду социального страхования - 109 081,9 млн. рублей, Федеральному фонду обязательного медицинского страхования 4 734,0 млн. рублей.
Дотации бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований в 2010 году составили 522 685,4 млн. рублей, в том числе 396 995,7 млн. рублей - на выравнивание бюджетной обеспеченности, что способствовало сокращению различий между 10 наиболее и 10 наименее обеспеченными субъектами после выравнивания их бюджетной обеспеченности с 6,5 до 2,5 раз.
Поддержка мер по обеспечению сбалансированности бюджетов составила 105 955,3 млн. рублей. Ассигнования по данному направлению снижены в 2010 году по сравнению с 2009 годом на 85,9 млрд. рублей.
При этом была оказана дополнительная финансовая поддержка бюджетам 77 субъектов Российской Федерации на:
материальную помощь гражданам, пострадавшим во время природных пожаров, наводнений, террористических актов в сумме 13 753,8 млн. рублей;
поддержку сельхозтоваропроизводителей, пострадавших во время засухи 2010 года - 10 000,0 млн. рублей;
предоставление грантов регионам в целях поощрения достижения наилучших показателей деятельности органов исполнительной власти - 2 000,0 млн. рублей;
обеспечение празднования юбилейных дат - 3 490,0 млн. рублей;
завершение строительства и ввод в эксплуатацию объектов здравоохранения, образования, культуры, дорожного хозяйства, относящихся к собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности - 6 182,0 млн. рублей.
В рамках оказания государственной поддержки модернизации монопрофильных муниципальных образований выделены дотации бюджетам субъектов Российской Федерации в сумме 10 000,0 млн. рублей на реструктуризацию экономики моногородов. Это позволило осуществить данную поддержку по 24 (из 35) монопрофильным муниципальным образованиям. В результате чего в 2010 году начаты работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту на 41 объекте инфраструктуры моногородов.
Субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований составили 411 402,6 млн. рублей (108,4 процента).
Более 20 процентов средств данного подраздела направлены на реализацию федеральных целевых программ, исполнение которых в 2010 году составило 96,5 процента. Недовыполнение отмечается по трем программам:
"Экономическое и социальное развитие Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года" исполнение составило 87,5 процента;
Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия - 97,5 процента;
"Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007 - 2015 годы" - 97,6 процента.
Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции в рамках раздела "Межбюджетные трансферты" исполнена на 95,8 процента, что связано в основном с ограниченной возможностью взятия кредитов, и невостребованностью средств по возмещению организациям агропромышленного комплекса и крестьянским (фермерским) хозяйствам части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам.
Следует отметить, что по отдельным позициям этой программы отмечается значительное перевыполнение. Так, поддержка племенного животноводства исполнена на 117 процентов, компенсация части затрат по страхованию урожая сельскохозяйственных культур - на 175,2 процента и поддержка северного оленеводства и табунного коневодства - на 156 процентов.
В целях снижения напряженности на региональных рынках труда бюджетам субъектов в ходе исполнения федерального бюджета в 2010 году перечислено 38 503,1 млн. рублей, при законодательно утвержденных 35 320,0 млн. рублей.
Субсидии на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в 2010 году увеличены в 1,7 раза. В ходе реализации этих мероприятий предоставлена поддержка 2,2 тыс. предпринимателей на компенсацию затрат по договорам лизинга, более 1,5 тыс. малым инновационным компаниям, работающим в сферах промышленных технологий, электронике, приборостроении; предоставлена поддержка 15 тыс. субъектам малого и среднего бизнеса в 35 моногородах Российской Федерации, что позволило создать или сохранить более 10 тыс. рабочих мест; оказана государственная поддержка около 14 тыс. субъектам малого и среднего предпринимательства в Северо-Кавказском федеральном округе; предоставлены 74 тыс. поручительств, что позволило привлечь субъектам малого и среднего предпринимательства кредитов на сумму 32 млрд. рублей.
Ассигнования федерального бюджета на развитие инфраструктуры г. Сочи увеличены в 3,1 раза.
Комитет отмечает, что практически в полном объеме в 2010 году профинансированы объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы. Так, в 2010 году в рамках подготовки проведения XXYII Всемирной летней Универсиады в г. Казани завершено строительство 14 спортивных объектов на сумму 14,9 млрд. рублей. Кроме того, бюджетам 14 субъектов Российской Федерации выделены субсидии на строительство медицинских перинатальных центров в общей сумме 5,1 млрд. рублей.
Также в полном объеме в 2010 году исполнено финансирование: мероприятий в сфере дорожного хозяйства, проведения оздоровительной кампании детей (охвачено более 1 млн. детей), денежных выплат медицинскому персоналу фельдшерско-акушерских пунктов, врачам, фельдшерам и медицинским сестрам скорой медицинской помощи.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по подразделу "Субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований" в 2010 году составило 378 641,3 млн. рублей или с увеличением в 1,6 раза от законодательно утвержденных ассигнований.
Расходы на обеспечение жильем участников Великой Отечественной войны в 2010 году составили 116 850,6 млн. рублей. Это позволило улучшить жилищные условия более 120 тысяч участников Великой Отечественной войны, вставших на учет после 1 марта 2005 года.
На оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно выделено 1 701,3 млн. рублей.
По состоянию на 1 января 2011 года совокупный объем средств Резервного фонда в рублевом эквиваленте составил 775 213,2 млн. рублей, совокупный объем средств Фонда национального благосостояния в рублевом эквиваленте составил 2 695 516,9 млн. рублей.
Выводы и предложения:
1. Исполнение федерального бюджета в 2010 году осуществлялось в условиях постепенного выхода российской экономики из финансового кризиса.
Улучшение экономической ситуации в стране во многом связано с реализацией антикризисного плана Правительства Российской Федерации. Россия сохранила макроэкономическую стабильность и финансовую независимость. По максимуму были использованы резервы и возможности для поддержки национальной экономики и, прежде всего, реального сектора, в котором сконцентрирована основная масса рабочих мест. Удалось избежать массовых банкротств и закрытия производств, не допустить всплеска безработицы. В 2010 году был заложен фундамент для модернизации и повышения эффективности российской экономики.
2. Исполнение федерального бюджета осуществлялось в условиях дефицита. Комитет отмечает такой положительный факт, что к концу 2010 года размер дефицита уменьшился с 2,9 трлн. рублей до 1,8 трлн. рублей или на 40 процентов.
3. В качестве позитивного момента Комитет отмечает, что впервые до начала исполнения федерального бюджета за 2010 год Правительством Российской Федерации было принято 92 из 110 нормативных правовых актов, обеспечивающих его реализацию.
4. В 2010 году сохранилась тенденция использования значительных средств федерального бюджета в конце года, при том, что Министерством финансов Российской Федерации лимиты бюджетных обязательств были доведены до главных распорядителей бюджетных средств до начала финансового года.
Однако, в декабре 2010 года расходы федерального бюджета в 2,1 раза превысили среднемесячные кассовые расходы и составили 17,7 процента годового объема. Это связано с несвоевременной подготовкой ведомственных нормативных актов отраслевыми министерствами, что привело к снижению эффективности использования бюджетных средств.
5. В ходе исполнения федерального бюджета в 2010 году отмечаются значительные отклонения фактически поступивших доходов от прогнозных показателей (от 63,2 процента до 8,5 раз), что свидетельствует о неточном прогнозировании доходов федерального бюджета и необходимости повышения качества их планирования администраторами.
6. Комитет обращает внимание, что средства, выделенные в 2010 году на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по санаторно-курортному лечению, позволили обеспечить путевками только 40 процентов от общего количества нуждающихся граждан.
С целью удовлетворения в полном объеме потребности в санаторно-курортном лечении, Комитет полагает необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации проработать вопрос об уточнении механизма предоставления такого вида социальной помощи.
По результатам рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета за 2010 год Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 576596-5 "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год".
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.