Заключение
Комитета Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям на проект федерального закона N 576596-5 "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рассмотрел представленный Правительством Российской Федерации законопроект N 576596-5 "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год" (в части финансирования расходов на науку) и отмечает следующее.
Федеральный бюджет за 2010 год исполнен по доходам в сумме 8 305 414, 3 млн. рублей, а по расходам в сумме 10 117 454, 4 млн. рублей с превышением расходов над доходами (дефицит федерального бюджета) в сумме 1 812 040, 1 млн. рублей.
Первоначально Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" были утверждены расходы федерального бюджета на 2010 год в сумме 9 886 920,9 млн. рублей.
Законодательно утвержденный объем расходов федерального бюджета на 2010 год по сравнению с первоначальным увеличен на 369 499,0 млн. рублей и установлен Федеральным законом от 3 ноября 2010 г. N 278-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" в сумме 10 256 419,9 млн. рублей.
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета в 2010 году составило 10 117 454,5 млн. рублей, или 98,6% к законодательно утвержденному объему бюджетных ассигнований и 98,2% к уточненной росписи.
Исходя из экономического содержания наибольший удельный вес в кассовых расходах федерального бюджета за 2010 год занимают расходы на безвозмездные перечисления бюджетам - 41,4%; контрактуемые расходы - 25,2% (поступление нефинансовых активов - 14,6%; оплата работ, услуг - 10,6%); расходы на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда - 17,5%.
Расходы федерального бюджета за 2010 год на фундаментальные научные исследования и прикладные научные исследования по подразделам бюджетной классификации представлены в таблице 1.
Таблица 1
(млн. рублей) | ||
N |
Наименование показателя |
Сумма |
1. |
Фундаментальные исследования |
82 172, 0 |
2. |
Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов |
14 138, 4 |
3. |
Прикладные научные исследования в области национальной обороны |
153 098, 3 |
4. |
Прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности |
21 791, 6 |
5. |
Прикладные научные исследования в области национальной экономики |
119 912, 0 |
6. |
Прикладные научные исследования в области охраны окружающей среды |
272, 8 |
7. |
Прикладные научные исследования в области образования |
15 646, 0 |
8. |
Прикладные научные исследования в области культуры, кинематографии, средств массовой информации |
405, 0 |
9. |
Прикладные научные исследования в области здравоохранения, физической культуры и спорта |
4 967, 7 |
10. |
Прикладные научные исследования в области социальной политики |
129, 8 |
По подразделу "Фундаментальные исследования" использование бюджетных ассигнований осуществлялось по следующим основным направлениям, которые представлены в таблице 2:
Таблица 2
(млн. рублей) | |||||
Наименование показателя |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" |
Уточненная роспись |
Кассовое исполнение |
% кассового исполнения к: |
|
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
Фундаментальные исследования |
77 603,4 |
79 551,0 |
82 172,0 |
105,9 |
103,3 |
из них: |
|
|
|
|
|
Поддержка государственных академий наук и их региональных отделений |
63 126,7 |
63 288,5 |
65 943,3 |
104,5 |
104,2 |
Поддержка организаций, осуществляющих фундаментальные исследования |
14 191,2 |
14 957,8 |
14 925,7 |
105,2 |
99,8 |
из них: |
|
|
|
|
|
Гранты в области науки, культуры, искусства и средств массовой информации |
7 523,8 |
7 518,6 |
7 518,5 |
99,9 |
100 |
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений |
5 051,6 |
5 668,1 |
5 682,8 |
112,496 |
100,3 |
По отдельным направлениям в рамках данного подраздела кассовое исполнение превышает 100,0% от уточненной росписи, что связано с использованием средств, поступающих от сдачи в аренду имущества, закрепленного за государственными организациями, на общую сумму 3 132,8 млн. рублей.
По подразделу "Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов" использование бюджетных ассигнований осуществлялось по следующим основным направлениям, которые представлены в таблице 3:
Таблица 3
(млн. рублей) | |||||
Наименование показателя |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" |
Уточненная роспись |
Кассовое исполнение |
% кассового исполнения к: |
|
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
Прикладные научные исследования в области общегосударственных вопросов |
12 624,3 |
14 194,7 |
14 138,4 |
112,0 |
99,6 |
из них: |
|
|
|
|
|
Прикладные научные исследования и разработки |
7 393,0 |
7 496,4 |
7 480,2 |
101,2 |
99,8 |
Федеральные целевые программы |
2 776,7 |
2 679,5 |
2 678,4 |
96,5 |
100 |
из них: |
|
|
|
|
|
ФЦП "Развитие инфраструктуры наноиндустрии в Российской Федерации на 2008 - 2010 годы" |
2 428,0 |
2 428,0 |
2 428,0 |
100,0 |
100 |
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства, не включенные в целевые программы |
1 818,3 |
1 818,3 |
1 785,8 |
98,2 |
98,2 |
Поддержка отраслей экономики и социальной сферы Российской Федерации, рынков труда, социального обеспечения населения, в том числе путем предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам бюджетной системы Российской Федерации |
0,0 |
1 607,9 |
1 605,6 |
|
99,9 |
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по подразделу "Прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности" в 2010 году составило 21 791,7 млн. рублей или 99,9% от уточненной росписи.
По подразделу "Прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности" использование бюджетных ассигнований осуществлялось по следующим основным направлениям, которые представлены в таблице 4:
Таблица 4
млн. рублей | |||||
Наименование показателя |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" |
Уточненная роспись |
Кассовое исполнение |
% кассового исполнения к: |
|
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
Прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности |
21 999,0 |
21 818,2 |
21 791,7 |
99,1 |
99,9 |
из них: |
|
|
|
|
|
Обеспечение деятельности подведомственных учреждений |
506,9 |
622,1 |
622,1 |
122,7 |
100,0 |
Денежное довольствие военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов |
600,2 |
596,0 |
596,0 |
99,3 |
100,0 |
ФЦП "Пожарная безопасность в Российской Федерации на период до 2012 года" |
235,7 |
235,7 |
235,7 |
100,0 |
100,0 |
ФЦП "Преодоление последствий радиационных аварий на период до 2010 года" |
9,7 |
9,7 |
9,7 |
100,0 |
100,0 |
Кассовое исполнение расходов федерального бюджета по подразделу "Прикладные научные исследования в области национальной экономики" в 2010 году составило 119 912,1 млн. рублей или 99,8% от уточненной росписи.
По подразделу "Прикладные научные исследования в области национальной экономики" использование бюджетных ассигнований осуществлялось по следующим основным направлениям, которые представлены в таблице 5:
Таблица 5
млн. рублей | |||||
Наименование показателя |
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" |
Уточненная роспись |
Кассовое исполнение |
% кассового исполнения к: |
|
Закону |
уточненной росписи |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|
|
Прикладные научные исследования в области национальной экономики |
116 043,1 |
120 110,1 |
119 912,1 |
103,3 |
99,8 |
из них: |
|
|
|
|
|
Федеральные целевые программы |
90 892,6 |
90 752,1 |
90 517,0 |
99,6 |
99,7 |
из них: |
|
|
|
|
|
Федеральная космическая программа России на 2006 - 2015 годы |
45 823,5 |
45 823,5 |
45 823,5 |
100,0 |
100,0 |
ФЦП "Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 - 2010 годы и на период до 2015 года" |
17 011,0 |
17 011,0 |
17 011,0 |
100,0 |
100,0 |
ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007 - 2012 годы" |
6 692,3 |
6 621,3 |
6 619,9 |
98,9 |
100,0 |
ФЦП "Глобальная навигационная система" |
6 121,4 |
6 121,4 |
5 963,7 |
97,4 |
97,4 |
ФЦП "Развитие гражданской морской техники" на 2009 - 2016 годы |
3 637,0 |
4 970,0 |
4 969,4 |
136,6 |
100,0 |
ФЦП "Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники" на 2008 - 2015 годы |
3 637,0 |
3 637,0 |
3 637,0 |
100,0 |
100,0 |
ФЦП "Национальная технологическая база" на 2007 - 2011 годы |
2 569,1 |
2 569,1 |
2 564,1 |
99,8 |
99,8 |
ФЦП "Ядерные энерготехнологии нового поколения на период 2010 - 2015 годов и на перспективу до 2020 года" |
1 167,5 |
1 167,5 |
1 167,5 |
100,0 |
100,0 |
Прикладные научные исследования и разработки |
17 428,2 |
17 484,6 |
17 549,0 |
100,7 |
100,4 |
Реализация проектов Комиссии при Президенте Российской Федерации по модернизации и технологическому развитию экономики России |
0,0 |
2 462,0 |
2 462,0 |
|
100,0 |
Поддержка развития малых инновационных компаний |
0,0 |
1 000,0 |
1 000,0 |
|
100,0 |
Анализ расходной части федерального бюджета на научные исследования за 2010 год свидетельствует о том, что практически по всем подразделам, за исключением подраздела "Прикладные научные исследования в области национальной безопасности и правоохранительной деятельности", имело место превышение фактических расходов на научные исследования и разработки по сравнению с ранее запланированными Федеральным законом от 2 декабря 2009 г. N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Следует также отметить, что практически по всем "научным" подразделам бюджета имеют место факты отклонений кассового исполнения от уточненной росписи. Основными причинами неполного освоения бюджетных ассигнований являются: корректировка сумм налогов на землю и имущество в результате уточнения кадастровой стоимости земель, налоговых ставок; уменьшение остаточной стоимости основных средств; снижение начальной цены контрактов при проведении конкурсных процедур в соответствии с требованиями Федерального закона от 21 июля 2005 г. N 94-ФЗ "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд".
Анализ доходной части федерального бюджета за 2010 год свидетельствуют о том, что в стране по-прежнему реализуется инерционный, энергосырьевой сценарий социально-экономического развития. Об этом свидетельствует высокая доля доходов федерального бюджета, полученных за счет доходов от экспорта природных ресурсов, в основном углеводородного сырья (66,8%), на фоне низких доходов, полученных от распоряжения имуществом, находящимся в федеральной собственности, а также от реализации прав на результаты интеллектуальной деятельности. В частности, доходы от продажи нематериальных активов, находящихся в федеральной собственности, составили всего лишь 39,0 тыс. рублей.
Кроме того, результаты анализа структуры доходной части федерального бюджета свидетельствуют о том, что действующая система налогообложения предприятий и организаций выполняет в основном фискальную функцию. Так, удельный вес налоговых доходов в совокупных доходах федерального бюджета в 2010 году составил 92,6%.
Вызывает серьезные опасения наличие негативной тенденции роста расходов федерального бюджета на обслуживание государственного долга Российской Федерации. Так в 2008 г. указанные расходы составили 153339,2 млн. руб., в 2009 г. - 176155,2 млн. руб., в 2010 г. - 195032,2 млн. руб. В этой связи следует отметить, что расходы федерального бюджета на обслуживание государственного долга сопоставимы с годовыми расходами федерального бюджета на научные исследования и разработки.
В заключение следует отметить, что при формировании новой экономической политики на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективы и соответствующих проектов федерального бюджета, как механизмов ее реализации, необходимо делать акцент на инновационные факторы экономического роста и социального прогресса, повышение роли науки и образования в воспроизводственных процессах.
Для снижения бюджетного дефицита в условиях возможного снижения роли энергосырьевого сектора экономики и налоговых поступлений, как основных источников формирования федерального бюджета периода рыночных реформ, особо пристального внимания требует решение проблемы повышения неналоговых доходов, получаемых в основном за счет эффективного использования научно-технического потенциала страны, вовлечения результатов научной и научно-технической деятельности в хозяйственный оборот.
При совершенствовании системы налогообложения необходимо исходить из того, что в условиях экономического кризиса налоги в большей степени должны выполнять не фискальную, а регулирующую и стимулирующую функции. Структура и уровень налогообложения должны оказывать позитивное воздействие на структурные изменения в экономике, формировать благоприятные условия для развития предпринимательской и инновационной деятельности.
В соответствии с изложенным, Комитет Государственной Думы по науке и наукоемким технологиям рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 576596-5 "Об исполнении федерального бюджета за 2010 год" в первом чтении с учетом устранения отмеченных замечаний ко второму чтению.
Председатель Комитета |
В.А. Черешнев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.