Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам на проект федерального закона N 576603-5 "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2010 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел внесенный Правительством Российской Федерации проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2010 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и с учетом заключений Счетной палаты Российской Федерации, комитетов Государственной Думы и Совета Федерации отмечает следующее.
Исполнение бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации (далее Фонд) осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 28 ноября 2009 года N 292-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Внесение изменений в закон о бюджете Фонда в 2010 году не осуществлялось.
В 2010 году доходы бюджета Фонда составили 463,78 млрд. рублей, или 109,0% от прогнозируемых объемов, утвержденных Законом о бюджете Фонда. Расходы исполнены в сумме 491,2 млрд. рублей, или 108,2% к утвержденным показателям. В целом дефицит бюджета Фонда сложился в объеме 27,4 млрд. рублей.
В 2010 году исполнение бюджета Фонда по доходам включает средства плательщиков в сумме превышения произведенных ими расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию над суммой страховых взносов, подлежащих уплате, в сумме 34,4 млрд. рублей и по расходам, включая расходы, произведенные плательщиками сверх начисленных страховых взносов, в сумме 34,4 млрд. рублей.
По обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством доходы бюджета Фонда исполнены в сумме 319,4 млрд. рублей, или 111,4% от утвержденных прогнозируемых объемов, и расходы - в сумме 353,6 млрд. рублей, или 111,5% от утвержденных показателей. Дефицит бюджета Фонда по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составил 34,2 млрд. рублей. В соответствии с законом о бюджете Фонда на его покрытие были направлены средства страхового резерва от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в сумме 30,5 млрд. рублей. В результате текущий дефицит по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством составил 3,67 млрд. рублей.
Бюджет Фонда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний исполнен по доходам в сумме 62,8 млрд. рублей (105,1% к утвержденным прогнозным показателям) и по расходам - в сумме 54,9 млрд. рублей (95,4% к утвержденным показателям). Превышение доходов над расходами (профицит) составило 7,9 млрд. рублей.
Межбюджетные трансферты в 2010 году поступили в бюджет Фонда в объеме 126,58 млрд. рублей или 160,1% к утвержденным показателям. Они составили 23,8% от общего объема доходов Фонда в 2010 году, в то время как в 2009 году они составляли 33,7 процента.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета направлены в сумме 109,1 млрд. рублей, в том числе:
- на покрытие дефицита Фонда по социальному страхованию направлено 45,1 млрд. рублей (в том числе 15,59 млрд. рублей на покрытие дефицита бюджета Фонда, образовавшегося в процессе исполнения бюджета Фонда в 2009 году, и 29,5 млрд. рублей на покрытие дефицита бюджета Фонда 2010 года),
- на осуществление возложенных на Фонд государственных функций - 64,1 млрд. рублей.
Из Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее ФФОМС) межбюджетные трансферты поступили в сумме 17,5 млрд. рублей.
С 2010 года осуществлен переход от единого социального налога на страховые взносы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Функции по администрированию страховых взносов возложены на Фонд.
Поступление страховых взносов в бюджет Фонда составило 243,4 млрд. рублей, что на 26,2 млрд. рублей или на 9,7% меньше объемов предусмотренных при расчете бюджета Фонда на 2010 год. По сравнению с единым социальным налогом в 2009 году страховых взносов в 2010 году поступило на 19,4 млрд. рублей или на 8,7% больше.
Снижение доходов от страховых взносов в основном связано с уменьшение объема фонда заработной платы, на который начисляются страховые взносы, по сравнению с расчетным. В 2010 году в значительной степени произошло увеличение доли фонда заработной платы в части, превышающей предельную базу для начисления страховых взносов (415,0 тыс. рублей в год на одного работающего), что обусловлено распределением работающих граждан по уровням заработной платы в сторону высокооплачиваемых категорий.
Также на снижение доходов от страховых взносов повлияло увеличение доли фонда заработной платы страхователей (на сумму около 400,0 млрд. рублей), применяющих пониженные тарифы страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством либо освобожденных от их уплаты в 2010 году.
Вместе с тем переход на администрирование Фондом доходов по страховым взносам позволило обеспечить увеличение их собираемости. Коэффициент собираемости составил 98,9% при запланированном уровне - 98,0 процента.
В 2010 году доходы от налогов на совокупный доход, то есть от страхователей, применяющих специальные налоговые режимы, составили 11,76 млрд. рублей или 85,6% от прогнозных показателей.
Поступление задолженности по единому социальному налогу составило 3,1 млрд. рублей, а возврат плательщикам излишне уплаченного единого социального налога - 3,6 млрд. рублей, при прогнозе поступления ЕСН в сумме 2,7 млрд. рублей.
Недоимки, пени и штрафы по взносам в Фонд составили в сумме 0,09 млрд. рублей или 69,6% от прогнозных показателей.
В составе доходов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством учтены средства плательщиков в сумме превышения произведенных ими расходов в 2010 году на выплату пособий по обязательному социальному страхованию над суммой страховых взносов, подлежащих уплате, в сумме 34,4 млрд. рублей и которые подлежат возврату плательщикам. Данные средства отражены по статье "Прочие неналоговые доходы", по которой также отражены возврат задолженности территориальных органов Фонда перед страхователями по отмененному единому социальному налогу, образовавшейся на 1 января 2010 года, в сумме - 15,2 млрд. рублей, капитализированные платежи ликвидируемых предприятий в сумме 0,3 млрд. рублей и прочие поступления.
Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в 2010 году (включая недоимки, пени и штрафы) составили 62,2 млрд. рублей или 104,8% от прогнозных показателей. Фактический коэффициент полноты сбора страховых взносов сложился выше предусмотренного на 0,2 процентных пункта и составил 97,8 процента.
Штрафы, санкции, возмещение ущерба за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах поступили в сумме 0,2 млрд. рублей.
Доходы от оказания платных услуг и компенсации затрат государства в 2010 году не планировались. Фактическое поступление составило 0,1 млрд. рублей (возврат остатков средств федерального бюджета и бюджета ФФОМС).
Расходы бюджета Фонда в 2010 году, сложившиеся в сумме 491,2 млрд. рублей, превысили уровень 2009 года на 9,5 процента.
В 2010 году Фонд осуществил расходы на финансовое обеспечение 21 публичного нормативного обязательства (в 2009 году - 16) в сумме 431,96, что составило 87,9% от всех расходов бюджета Фонда. Из них за счет средств, переданных Фонду из федерального бюджета осуществлено финансирование публичных нормативных обязательств в сумме 65, 7 млрд. рублей и за счет средств ФФОМС - в сумме за 16,9 млрд. рублей. По сравнению с 2009 годом данные расходы возросли на 71,7 млрд. рублей или на 19,9 процента.
Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством возросли по сравнению с 2009 годом на 16,2% и составили 353,6 млрд. рублей.
Пособия по временной нетрудоспособности выплачены в 2010 году в сумме 182,5 млрд. рублей и превысили утвержденные законом показатели на 24,3 млрд. рублей или 115,4 процента. Рост к уровню 2009 года составил 33,4 млрд. рублей или 22,4 процента.
Такое увеличение выплат пособий связано как с ростом самого среднедневного размера пособия вследствие распределения работающих граждан по уровням заработной платы в пользу высокооплачиваемых категорий, так и с ростом количества обращаемости граждан, имеющих более высокий средний заработок.
Кроме того, увеличились выплаты у страхователей, применяющих специальные налоговые режимы. При этом расходы на обеспечение государственных обязательств по обязательному социальному страхованию для работников страхователей, применяющих специальные режимы налогообложения, превысили собственные перечисления по данному виду социального страхования на 25,7 млрд. рублей. Обеспеченность расходов поступившими доходами в 2010 году составила 31,4% и по сравнению с 2009 годом уменьшилась на 3,8 процента
Расходы по материнству и детству, осуществляемые за счет средств Фонда гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию, составили 160,5 млрд. рублей, что на 23,4 млрд. рублей или на 17,0% больше уровня 2009 года, в том числе:
- на выплату пособий по беременности и родам - 67,3 млрд. рублей (110,6% к утвержденным показателям);
- на выплату пособий при рождении ребенка - 13,76 млрд. рублей (96,2%);
- на выплату пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет - 79,1 млрд. рублей (110,7%);
- на выплату пособий женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности - 0,3 млрд. рублей (108,9%).
Рост выплат данных пособий связан с увеличением размера самих пособий и числа оплаченных дней, а также ростом выплат указанных пособий по совместительству.
Возмещение Фондом специализированной службе по вопросам похоронного дела стоимости гарантированного перечня услуг и социальные пособия на погребение составили 0,45 млрд. рублей или 89,7% от утвержденных объемов.
Расходы по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, сложившиеся в сумме 54,9 млрд. рублей возросли по сравнению с 2009 годом на 3,8 процента.
Пособия по временной нетрудоспособности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний составили 2,7 млрд. рублей, или 91,7% к утвержденным показателям, что связано с уменьшением несчастных случаев с тяжелым исходом и профессиональных заболеваний по сравнению с 2009 годом.
На обеспечение ежемесячных страховых выплат направлено 35,3 млрд. рублей (97,8% от утвержденных показателей), на единовременные страховые выплаты - 0,64 млрд. рублей (87,3%), что связано со снижением количества страховых случаев и меньшей степени их тяжести.
На медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию пострадавших, обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профзаболеваний израсходовано 10,1 млрд. рублей (92,4%).
В 2010 году пострадавшим на производстве за счет средств обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний была оказана следующая поддержка:
100,9 тыс. человек были обеспечены путевками на медицинскую реабилитацию, 68,8 тыс. человек была осуществлена оплата лекарственных препаратов, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода,
27,0 тыс. человек обеспечены техническими средствами реабилитации и протезно-ортопедическими изделиями.
11,2 тыс. человек получили лечение непосредственно после тяжелых несчастных случаев на производстве;
1,9 тыс. человек получили автомобили с различными модификациями.
За счет средств Федерального бюджета в 2010 году Фондом осуществлено финансирование следующих мероприятий:
- выплата пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет 1,5 млн. гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию, в сумме 42,7 млрд. рублей (93,2% к утвержденным показателям);
- выплата пособий при рождении ребенка гражданам, не подлежащим обязательному социальному страхованию,- в сумме 4,97 млрд. рублей (93,7%);
- женщинам, уволенным в связи с ликвидацией организаций осуществлены выплаты пособий по беременности и родам в сумме 0,2 млн. рублей (49,9%) и единовременных пособий, вставшим на учет в ранние сроки беременности, в сумме 0,04 млн. рублей (43,2%);
- обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, в сумме 10,85 млрд. рублей (127,8% к утвержденным показателям - с учетом дополнительно выделенных средств из федерального бюджета в сумме 2,34 млрд. рублей и остатков в результате неполного использования выделенных средств в 2009 году в сумме 0,03 млрд. рублей). Это позволило обеспечить техническими средствами реабилитации 877,0 тыс. человек или 85,5% от обратившихся граждан;
- оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан в части оплаты санаторно-курортного лечения, а также проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно, в сумме 5,0 млрд. рублей, что позволило оплатить 243,8 тыс. путевок на санаторно-курортное лечение граждан (в 2009 году - 189,2 тысячи путевок), имеющим право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, или 42,2% от общего количества обратившихся граждан;
- выплата пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в сумме 1,39 млрд. рублей (118,5% к утвержденным показателям);
- выплата пособий гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний, в сумме 0,017 млрд. рублей (68,2% к утвержденным показателям - вследствие уменьшения численности граждан, имеющих право на получение данных пособий);
- оплата четырех дополнительных выходных дней работающим родителям (опекунам, попечителям) для ухода за детьми инвалидами в сумме 0,76 млрд. рублей (99,1%);
- в связи с зачетом в стаж нестраховых периодов осуществлены выплаты пособий по беременности и родам в сумме 0,03 млн. рублей (2,5%) и пособий по временной нетрудоспособности в сумме 17,4 млн.рублей (81,9%).
При этом в части исполнения государственных функций, осуществляемых Фондом за счет средств федерального бюджета, превышение произведенных расходов над суммой доходов составило 1,65 млрд. рублей (с учетом остатка средств на 01.01.2010 года).
Расходы на оплату услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной женщинам в период беременности, родов и послеродовый период, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни за счет трансфертов из ФФОМС составили 16,95 млрд. рублей или 96,8% от утвержденных показателей. При этом Фондом оплачено оказание услуг:
- по медицинской помощи на амбулаторно-поликлиническом этапе - 1 613,2 тыс. женщинам, что на 1,7% больше, чем в 2009 году;
- по медицинской помощи в период родов - 1 653,9 тыс. женщинам, что на 1,8% больше, чем в 2009 году;
- по диспансерному наблюдению ребенка в течение первого года жизни - 2 606,2 тыс. услуг, что на 1,3% больше, чем в 2009 году.
Остатки средств, образовавшиеся на 1 января 2011 года в результате неполного использования Фондом в 2010 году бюджетных ассигнований в сумме 0,56 млрд. рублей, будут использованы Фондом в 2011 году на те же цели.
С учетом дополнительных функций возложенных на Фонд в 2010 году по администрированию страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством расходы на содержание аппаратов органов управления Фонда в 2010 году составили 14,8 млрд. рублей или 94,6% от утвержденных показателей и 3,0% от всех расходов Фонда.
Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства освоены в сумме 0,19 млрд. рублей или всего 28,5% от утвержденных объемов. Такое исполнение обусловлено тем, что на момент включения объектов в план не были решены вопросы о выделении земли под застройку, о разработке проектно-сметной документации, о конкурсном отборе строительных организаций.
Счетная палата Российской Федерации в своем заключении на отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2010 год подтверждает исполнение показателей бюджета Фонда, представленных в законопроекте.
Фондом обеспечена реализация задач, определенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 -2012 годах в части устойчивого выполнения социальных обязательств государства.
В результате исполнения бюджета Фонда за 2010 год фактически не обеспеченный покрытием дефицит сложился в сумме 38,08 млрд. рублей, в том числе средства страхователей в сумме превышения произведенных ими расходов на выплату пособий по обязательному социальному страхованию над суммой страховых взносов, подлежащих уплате, в сумме 34,4 млрд. рублей и текущий дефицит по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в сумме 3,67 млрд. рублей, который в соответствии со статьей 24 Федерального закона "Об основах обязательного социального страхования" подлежит обеспечению за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета.
В условиях дефицита бюджета Фондом не использован в полном объеме ряд потенциальных возможностей увеличения доходной базы Фонда за счет увеличения взыскания задолженности прошлых лет.
С учетом изложенного комитет считает возможным рекомендовать Государственной Думе утвердить годовой отчет об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2010 год и принять проект федерального закона "Об исполнении бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации за 2010 год".
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.