Заключение
Комитета Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению
от 27 сентября 2011 г. N 3.13-07/1266
по проекту федерального закона N 576687-5 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению рассмотрел в соответствии с Регламентом Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации Федеральный закон "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год" (далее - Федеральный закон), принятый Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21 сентября 2011 года (постановление N 5809-5 ГД) и переданный на рассмотрение Совета Федерации.
Федеральный закон внесен на рассмотрение в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
Согласно статье 106 Конституции Российской Федерации Федеральный закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Данный Федеральный закон утверждает результаты деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонд) в 2010 году, отчет и показатели по исполнению Федерального закона от 30 ноября 2009 года N 307 - ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" в редакции Федерального закона от 22 июля 2010 года N 161-ФЗ (далее - Закон).
Деятельность Фонда по исполнению бюджета 2010 года в целом осуществлялась в рамках действовавшего налогового и бюджетного законодательства Российской Федерации, с соблюдением норм федеральных законов и нормативных правовых актов, определивших законодательную базу системы пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Исполнение бюджета Фонда велось на базе сводной бюджетной росписи с учетом изменений, произведенных в соответствии с Бюджетным кодексом и по основаниям, установленным Законом.
Показатели бюджета Фонда на 2010 год, определенные Законом, в основном выполнены. Бюджет Фонда исполнен по доходам в сумме 4 610,1 млрд. рублей, что составляет 98,3% к показателю, утвержденному Законом, и по расходам - в сумме 4 249,2 млрд. рублей или 96,4% от утвержденных Законом ассигнований и 97,2% к сводной бюджетной росписи.
Общий профицит бюджета Фонда составил 360,8 млрд. рублей, из них в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий - 69,7 млрд. рублей.
Фондом в отчетном периоде выполнены все публичные нормативные обязательства, на исполнение которых направлено 4 109,7 млрд. рублей, что составляет 96,7% от общей суммы расходов Фонда; обеспечена своевременная выплата пенсий, пособий, компенсаций и иных социальных выплат; проведены намеченные мероприятия по повышению пенсий и улучшению материального положения отдельных категорий граждан; а также реализована поставленная в Бюджетном послании задача по переоценке пенсионных прав граждан старшего поколения и по ликвидации бедности среди пенсионеров, в том числе за счет социальных доплат к пенсиям, размер которых оказывается меньше прожиточного минимума в субъектах Российской Федерации.
Бюджет Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, исполнен по доходам в сумме 4 248,9 млрд. рублей или 99,5% к утвержденным показателям. Доходы по накопительной составляющей бюджета Фонда за 2010 год составили 361,2 млрд. руб.
С 1 января 2010 года изменился порядок исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, тариф страховых взносов установлен в размере 20% вместо действовавшего в 2009 году - 14%. Кроме того, на Фонд возложена функция администрирования страховых взносов по двум видам обязательного страхования - пенсионного и медицинского. В ходе реализации Фондом указанной функции выявлены неурегулированные законодательством вопросы, препятствующие эффективной работе Фонда, в частности, не утверждены порядки заполнения форм расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам; органы контроля за уплатой страховых взносов наделены меньшими полномочиями, чем налоговые органы; не предусмотрена ответственность за ряд нарушений законодательства о страховых взносах.
Согласно отчету по кассовому исполнению бюджета Фонда за 2010 год, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование поступили в сумме 1 916,1 млрд. рублей, в том числе на выплату страховой части трудовой пенсии - 1 591,5 млрд. рублей, что на 60,6% выше уровня 2009 года, что в основном обусловлено увеличением тарифа, а на выплату накопительной части трудовой пенсии - 324,6 млрд. рублей, что на 20% превышает уровень 2009 года за счет увеличения как числа лиц 1967 года рождения и моложе, так и фондов их заработной платы.
При одобрении Закона Комитет отмечал, что объем поступлений страховых взносов не обеспечивает покрытие расходов бюджета на выплату страховой части трудовой пенсии и сбалансированность достигается за счет трансфертов федерального бюджета. По итогам 2010 года обеспеченность финансирования страховой части трудовых пенсий поступившими страховыми взносами составила 55,0% (2009 год - 71,1%, 2008 год - 96,9%), полностью были обеспечены страховыми взносами только четыре региона Российской Федерации (против шести в 2009 году).
Страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, поступили в объеме 2,4 млрд. рублей, что на 0,2 млрд. рублей ниже, чем в 2009 году.
Помимо страховых взносов доходную часть бюджета составляют: налоги на совокупный доход в сумме 5,4 млрд. рублей; задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным платежам 7,5 млрд. рублей; доходы от использования имущества 29,3 млрд. рублей и иных доходов 2,2 млрд. рублей.
С 2009 года в бюджет Фонда зачисляются дополнительные страховые взносы застрахованных лиц и взносы работодателей в пользу застрахованных лиц во исполнение Федерального закона "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений". За 2010 год дополнительных страховых взносов поступило в сумме 3,6 млрд. рублей (в 2009 году -2,6 млрд. рублей). При этом из 3,9 млн. человек, вступивших в данные правоотношения, платежи произвели 717 тыс. человек (в 2009 году - 2,25 млн. и 557 тыс. человек соответственно).
Доходы от размещения средств пенсионных накоплений в сумме 29,3 млрд. рублей, в том числе доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные Фонду управляющими компаниями - 3,7 млрд. рублей. Доходы от временного размещения средств пенсионных накоплений, отраженные в 2010 году в сумме 25,6 млрд. рублей, сложились за счет суммы купонного дохода, перечисленного эмитентом 22,1 млрд. рублей, финансового результата от реализации (погашения) ценных бумаг 1,5 млрд. рублей, суммы частичного погашения номинальной стоимости ценных бумаг 1,9 млрд. рублей и процентов по остаткам средств на счетах 15,5 тыс. рублей. Временное размещение дополнительных страховых взносов, поступающих на накопительную часть трудовой пенсии, как и годом ранее, не производилось, и, соответственно, планируемые доходы не были получены.
Из негосударственных пенсионных фондов, поступили в бюджет Фонда средства пенсионных накоплений в объеме 1,1 млрд. рублей.
Сумма межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета, составила 2 643,9 млрд. рублей, полученных из бюджетов субъектов Российской Федерации - 4,6 млрд. рублей. В 2010 году на покрытие дефицита бюджета Фонда были перечислены из федерального бюджета средства в сумме 1 316,3 млрд. рублей. Объем межбюджетных трансфертов, переданных из бюджета Фонда бюджетам субъектов Российской Федерации, составил 0,6 млрд. рублей.
В целом исполнение бюджета Фонда за 2010 год по расходам в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, составило - 4 179,2 млрд. рублей или 98,7% к общей сумме исполнения расходов (4 249,2 млрд. рублей).
На выплату трудовых пенсий 36,6 млн. получателей (увеличение на 463,7 тыс. человек) использовано 3 380,0 млрд. рублей. Средний размер трудовой пенсии по старости с учетом проведенных мероприятий по повышению пенсий увеличился за отчетный год на 1 535,6 рублей или 23,2% и на 1 января 2011 года составил 8 165,7 рублей (178,2% прожиточного минимума пенсионера в Российской Федерации).
В результате проведенных мероприятий по повышению пенсий (с 01.01. - валоризация; с 01.04. - дополнительное увеличение трудовых пенсий на 6,3%; с 01.08. - пересчет страховой части трудовой пенсии на основании поступивших страховых взносов или корректировка размеров пенсий) в 2010 году коэффициент замещения увеличился на 0,8 процентных пункта и составил 38,0% (при среднегодовом размере трудовой пенсии по старости 8 054 рубля и номинальной начисленной среднемесячной заработной плате 21 193 рубля).
Средний размер социальной пенсии увеличился за 2010 год на 486 рублей (с 01.04. индексация на 8,8% и с 01.07. - дополнительная индексация на 3,41%) и составил на конец 2010 года 4 731 рубль при величине прожиточного минимума пенсионера на 2010 год в сумме 4 521 рубль.
Расходы на валоризацию расчетного пенсионного капитала, осуществляемые за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, составили 481,6 млрд. рублей, а на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии 31,0 млрд. рублей. Исходя из установленной на 2010 год величины прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации в размере 4780 рублей в 2010 году в 66 субъектах Российской Федерации территориальными органами Фонда устанавливалась и выплачивалась федеральная социальная доплата к пенсии: в январе 2010 года для 2,75 млн. человек, а в декабре 2010 года уже 2,5 млн. человек.
В целом кассовые расходы Фонда на выплаты, финансируемые за счет средств федерального бюджета, составили 2 573,9 млрд. рублей (101,3% к Закону и 97,2% к уточненной росписи расходов), в том числе на покрытие дефицита бюджета Фонда - 1 296,7 млрд. рублей (111,2% и 98,5% соответственно).
Ежегодно Комитет отмечал низкое исполнение бюджетной статьи по оплате стоимости проезда пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно и отсутствие мер по урегулированию проблемы оплаты стоимости проезда пенсионерам. В 2010 году кассовые расходы на указанные цели составили 1 073,7 млн. рублей или 107,4% к показателю Закона и 99,7% к уточненной сводной росписи, которая была уточнена в соответствии с имеющимся на 1 января 2010 года остатком средств на указанные цели. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда была предоставлена 109,1 тыс. пенсионерам. Однако Комитет обращает внимание на отсутствие методики планирования расходов на оплату стоимости проезда пенсионеров к месту отдыха и обратно, что ведет к занижению потребности в этих средствах. Кроме того, установленные постановлением Правительства Российской Федерации от 1 апреля 2005 г. N 176 условия оплаты данных расходов и разъяснения по их осуществлению, утвержденные приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11 августа 2008 г. N 408н, не позволяют Фонду в полной мере принимать положительные решения о возмещении расходов по заявлениям пенсионеров. 98,2% от общего количества вступивших в законную силу в 2010 году судебных решений было вынесено в пользу истцов.
Кассовое исполнение предоставления материнского (семейного) капитала в 2010 году составило 97,6 млрд. рублей (99,1% к показателю Закона, или 97,1% к уточненной сводной бюджетной росписи), в том числе: на погашение задолженности по основному долгу и уплате процентов по кредитам (займам) на приобретение (строительство) жилого помещения, включая ипотечные кредиты, 68,4 млрд. рублей; на улучшение жилищных условий (без привлечения кредитных организаций) 9,8 млрд. рублей; на получение образования ребенком (детьми) и осуществление иных, связанных с получением образования ребенком (детьми) расходов, 0,2 млрд. рублей; на предоставление единовременной выплаты за счет средств материнского (семейного) капитала 19,2 млрд. рублей.
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда, составили 68,9 млрд. рублей, что составляет 1,62% от общих расходов и в процентном соотношении ниже уровня прошлого года.
Расходы по накопительной составляющей бюджета Фонда составили 70,0 млрд. рублей, в том числе:
- переданы средства пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды в соответствии с заявлениями застрахованных лиц в сумме 66,9 млрд. рублей;
- расходы, связанные с обеспечением ведения специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, - 1,99 млрд. рулей;
- расходы, связанные с обеспечением ведения специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, - 6,4 млн. рублей (за счет средств федерального бюджета);
- выплачено правопреемникам умерших застрахованных лиц в установленном порядке 1,2 млрд. рублей.
Выплата накопительной части пенсии, предусмотренной в объеме почти 0,5 млрд. рублей, в 2010 году не осуществлялась ввиду отсутствия федерального закона, определяющего порядок финансирования выплат накопительной части трудовых пенсий за счет пенсионных накоплений. 6 июля текущего года соответствующий законопроект рассмотрен и принят Государственной Думой в 1 чтении.
Объем средств пенсионных накоплений, увеличившийся за отчетный период на 291,2 млрд. рублей, по состоянию на 1 января 2010 года составил 1 267,0 млрд. рублей, из них:
- в доверительном управлении управляющих компаний находится 631,2 млрд. рублей, причем 97% данных средств находятся в государственной управляющей компании;
- средства пенсионных накоплений, не переданные в доверительное управление управляющим компаниям, составляют 635,8 млрд. рублей, из них 309,9 млрд. рублей пенсионных накоплений направлены на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов.
Комитет отмечает неэффективность действующего механизма управления пенсионными накоплениями, инвестирование страховых взносов на финансирование накопительной части трудовых пенсий зачастую приводит к их обесцениванию и необходимости компенсации из средств федерального бюджета. Законодательная база нуждается в корректировке в части вопросов инвестирования и сохранности пенсионных накоплений застрахованных лиц, расширения инструментов инвестирования (в том числе размещения средств страховых взносов в банковские депозиты, в государственные ценные бумагами Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте, и в иностранную валюту), определения механизма возмещения убытков и мер ответственности управляющих компаний, допустивших убытки.
Федеральный закон не содержит правовых норм, способствующих возникновению условий для проявления коррупции.
Правовое управление Аппарата Совета Федерации отмечает, что рассматриваемый Федеральный закон соответствует Конституции Российской Федерации и согласуется с системой федерального законодательства.
В заключении Счетной палаты Российской Федерации подтверждены все показатели, содержащиеся в отчете об исполнении бюджета Фонда.
Комитет Совета Федерации по социальной политике и здравоохранению принял решение рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год".
Председатель Комитета |
В.А. Петренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.