Заключение
Комитета Совета Федерации по бюджету
от 26 сентября 2011 г. N 3.6-07/702
по проекту федерального закона N 576687-5 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год"
Досье на проект федерального закона
Рассмотрев Федеральный закон "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год ", Комитет Совета Федерации по бюджету отмечает следующее.
Указанный Федеральный закон разработан и внесен Правительством Российской Федерации.
Бюджет Фонда исполнен в 2010 год по доходам в сумме 4 610,1 млрд. рублей (98,3%) и по расходам в размере 4 249,2 млрд. рублей (96,4%). Профицит составил 360,9 млрд. рублей.
Исполнение бюджета Фонда в части, не связанной с накопительной составляющей бюджета Фонда, по доходам - 4 248,9 млрд. рублей (99,5%) и по расходам - 4 179,2 млрд. рублей (97,8%).
С 1 января 2010 года единый социальный налог, взимавшийся около девяти лет, был заменен страховыми взносами.
С 2010 года на Фонд были возложены дополнительные функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование.
Всего страховых взносов в 2010 году поступило 1 916,0 млрд. рублей (прогноз - 1982,2 млрд. рублей).
Комитет отмечает, что в 2010 году была проведена валоризация пенсионных прав, что позволило произвести самое значительное увеличение пенсионных выплат за последние 10 лет. На валоризацию было направлено 502,2 млрд. рублей, что позволило увеличить средний размер пенсий на 34,8%.
Межбюджетные трансферты, передаваемые из федерального бюджета, поступили в бюджет Фонда в сумме 2 643,8 млрд. рублей.
Комитет выражает озабоченность продолжающейся тенденцией сохранения высокой доли средств федерального бюджета в бюджете Фонда. В 2010 году эта доля составила 57,3%.
Средства федерального бюджета были распределены следующим образом:
- на покрытие дефицита бюджета Фонда - 1 316,3 млрд. рублей;
- на выплату ЕДВ - 302,4 млрд. рублей;
- на выплаты по государственному пенсионному обеспечению и дополнительному материальному обеспечению отдельных категорий граждан - 295,6 млрд. рублей;
- на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов в 2010 году - 72,8 млрд. рублей.
Расходы на предоставление материнского (семейного) капитала составили 98,6 млрд. рублей.
Доходы по накопительной части исполнены в сумме 361,2 млрд. рублей (98%), расходы - 70,0 млрд. рублей.
Всего в 2010 году Фонд направил на выплату пенсий 4 179,7 млрд. рублей.
Поступившие средства федерального бюджета были израсходованы Фондом:
- на выплату ЕДВ - 293,6 млрд. рублей;
- на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии - 31,0 млрд. рублей;
- на дополнительное ежемесячное обеспечение некоторых категорий граждан в связи с 60-летием Победы в ВОВ и инвалидам вследствие военной травмы - 10,6 млрд. рублей.
На оплату стоимости проезда пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, к месту отдыха и обратно израсходовано 1 077,0 млн. рублей (99,7% к уточненной бюджетной росписи).
Комитет, как и в предыдущие годы, обращает внимание Правительства Российской Федерации на неудовлетворительную ситуацию, сложившуюся с отдыхом пенсионеров, проживающих в районах Крайнего Севера, и отсутствие мер по решению проблемы стоимости проезда для них.
Объем средств пенсионных накоплений на 1 января 2011 года составил 1 266,9 млрд. рублей. Средства пенсионных накоплений, находящиеся в доверительном управлении, составили 631,2 млрд. рублей.
Комитет обращает внимание на то, что доходы от временного размещения средств, сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, а также доходы от реализации (погашения) активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений, составили только 25,6 млрд. рублей.
Комитет считает, что назрела острейшая необходимость разработки порядка размещения средств страховых взносов и компенсационных мер по защите пенсионных вложений от их обесценения.
Отсутствие федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" не позволили Фонду в 2010 году осуществлять выплаты накопительной части трудовой пенсии.
Комитет неоднократно отмечал, что не принят федеральный закон, направленный на регулирование формирования и деятельности Фонда. Нерешенность этой проблемы приводит к тому, что Фонд выполняет большое количество не свойственных ему функций, например, исполнение государственной функции по предоставление материнского (семейного) капитала. Комитет обращает внимание на то, что данный проект федерального закона до сих пор не внесен в Государственную Думу.
Комитет отмечает, что в приложении 1 есть дублирующие названия статей с различными кодами бюджетной классификации. Считаем, что статьи с разными кодами бюджетной классификации должны иметь и различные названия.
С учетом изложенного, Комитет Совета Федерации по бюджету считает возможным одобрить Федеральный закон "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год ".
Председатель Комитета |
Е.В. Бушмин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.