Заключение
Комитета Государственной Думы по бюджету и налогам по проекту федерального закона N 576687-5 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и с учетом заключений Счетной палаты Российской Федерации, комитетов Государственной Думы и Совета Федерации отмечает следующее.
Исполнение бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации (далее - Фонда) осуществлялось в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2009 года N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22.07.2010 года N 161-ФЗ.
Основные характеристики бюджета Фонда изменялись в июле 2010 года в связи с изменениями, вносимыми в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" в части уточнения объема межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, передаваемых бюджету Фонда.
В 2010 году был осуществлен новый этап реформирования пенсионной системы. Единый социальный налог был заменен на страховые взносы, поступающие непосредственно в государственные внебюджетные фонды. Была проведена валоризация - переоценка денежной стоимости пенсионных прав. В целях ликвидации бедности среди пенсионеров введены социальные доплаты к пенсиям.
В 2010 году доходы бюджета Фонда составили 4 610,1 млрд. рублей, или 98,3% от прогнозируемых объемов, утвержденных Законом о бюджете Фонда. Расходы бюджета Фонда за 2010 год исполнены в сумме 4 249,2 млрд. рублей, или 96,4% к утвержденным показателям. Превышение доходов над расходами (профицит) составило 360,85 млрд. рублей.
Сумма межбюджетных трансфертов, поступивших из федерального бюджета, составила 2 643,8 млрд. рублей, и из бюджетов субъектов Российской Федерации поступили в сумме 4,6 млрд. рублей.
Объем межбюджетных трансфертов, переданных из бюджета Фонда бюджетам субъектов Российской Федерации, составил 0,6 млрд. рублей.
По сравнению с 2009 годом доходы Фонда в 2010 году увеличились на 1 387,4 млрд. рублей или на 43,1%, в том числе межбюджетные трансферты из федерального бюджета - на 699,7 млрд. рублей или на 36,0%, расходы возросли на 1 240,6 млрд. рублей или на 41,2 процента.
Доля межбюджетных трансфертов в общих доходах бюджета Фонда в 2010 году составила 57,3% и сократилась на 3 процентных пункта по сравнению с уровнем 2009 года.
В 2010 году Фондом выполнены все публичные нормативные обязательства, на исполнение которых было направлено 4 109,7 млрд. рублей (96,7% всех расходов бюджета Фонда) и что на 41,3% больше уровня 2009 года.
Начиная с 1 января 2010 года осуществлен переход от уплаты единого социального налога на уплату страховых взносов в государственные внебюджетные фонды.
Тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование на 2010 год установлен в размере 20% (в 2009 году - в размере 14%). Страховые взносы за лиц 1967 года рождения и моложе уплачиваются на страховую часть трудовой пенсии в размере 14%, на накопительную часть трудовой пенсии - 6 процентов.
Для отдельных категорий плательщиков установлены пониженные тарифы страховых взносов, в связи с чем выпадающие доходы бюджета Фонда компенсируются за счет средств федерального бюджета путем предоставления межбюджетных трансфертов.
Предельная база для начисления страховых взносов установлена в 2010 году сумме 415 тыс. рублей.
В целом страховых взносов на обязательное пенсионное страхование поступило за 2010 год в сумме 1 916,0 млрд. рублей (98,8% к уточненным прогнозным показателям), в том числе:
1 797,9 млрд. рублей страховых взносов от плательщиков, производящих выплаты физическим лицам;
25,6 млрд. рублей страховых взносов, определяемых исходя из стоимости страхового года на 2010 год в размере 10 392 рубля;
86,6 млрд. рублей в счет погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся на 31 декабря 2009 года, и задолженности по соответствующим пеням и штрафам;
5,9 млрд. рублей в счет погашения недоимки по страховым взносам в виде фиксированного платежа по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года.
Основным фактором, повлиявшим на объем поступлений страховых взносов, явилась величина базы для начисления страховых взносов, которая сложилась на более низком уровне (на 499,5 млрд. рублей), чем была принята при проектировке бюджета Фонда на 2010 год.
Бюджет Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, исполнен по доходам в сумме 4 248,9 млрд. рублей и по расходам - в сумме 4 179,2 млрд. рублей (соответственно на 99,5% и 97,8% от утвержденных показателей). Превышение доходов над расходами (профицит) составило 69,7 млрд. рублей.
По сравнению с 2009 годом доходы Фонда в данной части возросли на 1 309,1 млрд. рублей или на 44,5% и расходы - на 1 202,7 млрд. рублей или на 40,4 процента.
Поступление страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии составило 1591,4 млрд. рублей, увеличившись по сравнению с 2009 годом на 600,5 млрд. рублей (или на 60,5%), что в основном обусловлено увеличением тарифа страховых взносов. Из них:
страховые взносы от плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, составили 1496,6 млрд. рублей (100,3% от уточненных прогнозных показателей);
страховые взносы, определяемые исходя из стоимости страхового года на 2010 год в размере 10392 рубля, - 21,6 млрд. рублей (89,8%);
за счет погашения задолженности по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся на 31 декабря 2009 года, и соответствующим пеням и штрафам - 68,7 млрд. рублей (120,8%);
за счет погашения недоимки по страховым взносам в виде фиксированного платежа по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года, - 4,6 млрд. рублей.
Общая сумма поступления страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии, в 2010 году обеспечила финансирование страховой части трудовых пенсий на 55,0%, дефицит бюджета Фонда по данным средствам составил 1 303,1 млрд. рублей.
Страховые взносы по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, поступили в сумме 2,44 млрд. рублей (или 88,5% от прогнозных показателей)
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, составили 2 641,3 млрд. рублей, из них:
- 502,2 млрд. рублей на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала;
- 72,8 млрд. руб. - на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий страхователей;
- 1 316,3 млрд. рублей на покрытие дефицита бюджета Фонда (на выплату страховой части трудовой пенсии) с учетом дополнительного перечисления средств из федерального бюджета в сумме 150,0 млрд. рублей в соответствии с внесенными изменениями в федеральный бюджет от 23.07.2010 года N 185-ФЗ;
- 32,0 млрд. руб. - на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии;
- 4,1 млрд. рублей на возмещение расходов по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов;
- 284,4 млрд. рублей на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, компенсационных выплат, ежемесячных доплат к государственным пенсиям (ежемесячному пожизненному содержанию), дополнительного ежемесячного материального обеспечения гражданам Российской Федерации;
- 302,4 млрд. рублей на осуществление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан с учетом уменьшения объемов на предоставление набора социальных услуг отдельным категориям граждан и передачи средств "силовым" ведомствам, осуществляющим выплаты ЕДВ;
- 11,2 млрд. руб. на выплату дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) отдельным категориям граждан в соответствии с Указами Президента Российской Федерации;
- 12,2 млрд. рублей на осуществление единовременной выплаты отдельным категориям граждан в связи с празднованием 65-летия Победы в Великой Отечественной войне;
- 0,08 млрд. рублей на социальную поддержку Героев Советского Союза и Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы;
- 98,6 млрд. рублей на предоставление материнского (семейного) капитала;
- 4,0 млрд. рублей на выплату материального обеспечения специалистам ядерного оружейного комплекса.
- 1,0 млрд. рублей на оплату стоимости проезда пенсионерам, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно.
В 2010 году расходы бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, по сравнению с 2009 годом увеличились на 1 202,65 млрд. рублей или на 40,4%, что связано с реализацией мероприятий по повышению уровня пенсионного обеспечения: проведением с 1 января 2010 года валоризации (повышения) денежной оценки пенсионных прав пенсионеров, введением социальной доплаты к пенсии до уровня прожиточного минимума пенсионера и индексацией пенсий.
С 1 января 2010 года осуществлена валоризация (повышение) пенсионных прав граждан, приобретенных до 2002 года, путем индексации на 10% и повышения сверх того на 1% (без ограничения) за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года, что позволило увеличить средний размер трудовой пенсии по старости на 1090 рублей.
В 2010 году проведены следующие индексации пенсий.
С 1 апреля 2010 года на 6,3% осуществлено дополнительное увеличение размера страховой части трудовой пенсии.
Социальные пенсии, связанные с ними выплаты и пенсии по государственному пенсионному обеспечению проиндексированы с 1 апреля 2010 года на 8,8% и с 1 июля 2010 года дополнительно на 3,41 процента. Суммарный размер индексации социальных пенсий за 2010 год составил 12,51 процента.
Всего за 2010 год на повышение уровня пенсионного обеспечения было направлено 630,58 млрд. рублей.
Средний размер пенсии за 2010 год увеличился на 1416,4 рубля или на 22,9 процента.
Среднегодовой размер трудовой пенсии в 2010 году составил 7 692,8 рубля и превысил уровень 2009 года на 44,5 процента.
Размер трудовой пенсии по старости к концу 2010 года составил 8,17 тыс. рублей и на 74,3% превысил прожиточной уровень пенсионера в Российской Федерации.
Средний размер социальной пенсии увеличился за 2010 год на 486 рублей и составил на конец 2010 года 4731 рубль при величине прожиточного минимума пенсионера в сумме 4683 рубля (в IV квартале 2010 года).
На конец 2010 года общий уровень материального обеспечения пенсионеров из числа инвалидов и участников Великой Отечественной войны составил в среднем 23 тыс. рублей (увеличение за 2010 год составило от 3,5 до 3,7 тыс. рублей). В соответствии с Указами Президента Российской Федерации к 65-летию Победы в Великой Отечественной войне была произведена единовременная выплата в размере 5 тыс. рублей и 1 тыс. рублей ветеранам из числа граждан Российской Федерации.
С 1 января 2010 года установлены социальные доплаты к пенсии 4,9 млн. пенсионеров, в том числе федеральные социальные доплаты к пенсии получили 2,5 млн. пенсионеров (в 66 субъектах Российской Федерации) и региональные социальные доплаты к пенсии - 2,4 млн. пенсионеров.
Проведенные в 2010 году мероприятия по повышению уровня пенсионного обеспечения граждан обеспечили решение задач, поставленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 год: средний размер трудовой пенсии по старости превысил 8 тыс. рублей в месяц, в целях ликвидации бедности среди пенсионеров осуществлены выплаты социальных доплат к пенсиям, размер которых оказывается меньше прожиточного минимума пенсионера в субъектах Российской Федерации.
С 1 апреля 2010 года проиндексированы на 10% размеры ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и размер материнского (семейного) капитала, который составил на 2010 год 343 378,8 рубля, при фактическом увеличении инфляции за 2010 год на 8,8% процента.
В 2010 году расходы на выплату трудовых пенсий с учетом расходов на доставку составили 3 380,0 млрд. рублей, или 99,4% к утвержденным показателям, из них за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета осуществлены расходы в сумме 481,6 млрд. рублей на валоризацию расчетного пенсионного капитала и в сумме 3,83 млрд. рублей на выплату страховой части трудовой пенсии в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов для 5,77 млн. человек.
В 2010 году за счет трансфертов из федерального бюджета Фондом осуществлены следующие расходы:
- выплата пенсий по государственному пенсионному обеспечению, доплат к пенсиям, включая расходы на их доставку, в сумме 230,4 млрд. руб., или 91,1% к утвержденным показателям (численность получателей пенсий по государственному пенсионному обеспечению составила 3,1 млн. человек, из них 2,76 млн. человек являлись получателями социальных пенсий);
- ежемесячные денежные выплаты составили 293,64 млрд. рублей в том числе: ветеранам - 61,6 млрд. рублей, инвалидам - 218,5 млрд. рублей, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий и ядерных испытаний в общей сумме - 11,4 млрд. рублей, Героям Советского Союза и Российской Федерации, полным кавалерам ордена Славы - 1,2 млрд. рублей, Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы - 0,78 млрд. рублей;
- выплата федеральной социальной доплаты к пенсии в сумме 31,0 млрд. рублей (97,1% к утвержденным показателям);
- дополнительное ежемесячное материальное обеспечение граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией - в сумме 2,96 млрд. рублей (91,4% к утвержденным показателям);
- социальная поддержка Героев Советского Союза и Российской Федерации, полных кавалеров ордена Славы, Героев Социалистического Труда и полных кавалеров ордена Трудовой Славы в сумме 0,06 млрд. рублей (76,6%);
- выплата дополнительного ежемесячного материального обеспечения некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 60-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в сумме 10,56 млрд. рублей (100,7%) и инвалидам вследствие военной травмы - в сумме 0,66 млрд. рублей (101,6%);
- единовременная выплата некоторым категориям граждан Российской Федерации в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов в сумме 11,4 млрд. рублей (112,4% - за счет экономии средств по государственному пенсионному обеспечению);
- выплата неработающим трудоспособным лицам, осуществляющим уход за нетрудоспособными гражданами, - в сумме 32,45 млрд. рублей (107,0% - с учетом использования остатков предыдущего года и экономии от валоризации). Численность данной категории граждан возросла за 2010 год на 0,4 млн. человек и составила на конец года 2,2 млн. человек;
- выплата дополнительного материального обеспечения специалистам, осуществлявшим трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса Российской Федерации, в сумме 4,3 млрд. рублей (104,2%). Средний размер доплаты составил более 16 тыс. рублей;
- оплата стоимости проезда пенсионерам, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха и обратно в сумме 1,07 млрд. рублей с учетом использования остатка средств предыдущего года, что позволило обеспечить проезд 109,1 тыс. пенсионерам;
- предоставление материнского (семейного) капитала (МСК) по сравнению с уровнем 2009 года возросло более, чем в 2,3 раза и составило 97,6 млрд. рублей (99,1% к утвержденным показателям).
В 2010 году Фондом осуществлено направление МСК по всем направлениям распоряжения материнским капиталом, в том числе на:
погашение основного долга и уплату процентов по кредитам или займам по заявлениям 215,2 тыс. граждан направлено 68,43 млрд. рублей,
предоставление единовременной выплаты в размере 12,0 тыс. рублей по заявлениям 1,6 млн. граждан направлено 19,2 млрд. рублей;
улучшение жилищных условий без привлечения кредитных средств по заявлениям 30,9 тыс. граждан - 9,82 млрд. рублей;
получение образования ребенком по заявлениям 3,6 тыс. граждан - 0,17 млрд. рублей;
формирование накопительной части трудовой пенсии по заявлениям 0,2 тыс. граждан - 0,04 млрд. рублей.
В 2010 году расходы на улучшение жилищных условий и получение образования ребенком (детьми) за счет средств МСК, ранее направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии, предусмотренные Законом о бюджете в объеме 0,79 млрд. рублей, не осуществлялись.
За счет поступающих в бюджет Фонда страховых взносов по дополнительному тарифу для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, и с учетом использования переходящего остатка осуществлены расходы Фонда на доплаты к пенсии в сумме 2,7 млрд. рублей, или 117,7% к утвержденным показателям. Средний размер указанной доплаты составил на конец 2010 года 5,5 тыс. рублей, численность получателей - 43,6 тыс. человек.
Суммарные расходы на выплату социальных пособий на погребение и оказание услуг по погребению согласно гарантированному перечню этих услуг за 2010 год составили 6,2 млрд. рублей или 95,5% к утвержденным показателям. При этом 96,5% расходов осуществлена за счет за счет страховых взносов на страховую часть трудовой пенсии и 3,5% - за счет трансфертов из федерального бюджета.
За счет трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации осуществлены выплаты пенсий, назначенных досрочно, гражданам, признанным безработными, на сумму 4,52 млрд. рублей (108,9%). Средний размер указанных пенсий увеличился за 2010 год на 1086 рублей и на конец 2010 года составил 6644 рубля.
За счет дополнительных поступлений сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций, а также денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о государственных внебюджетных фондах Фондом (в пределах предусмотренных Законом о бюджете Фонда средств в сумме до 1,0 млрд. рублей) предоставлены субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов Российской Федерации, связанные с укреплением материально-технической базы учреждений социального обслуживания населения и оказанием адресной социальной помощи неработающим пенсионерам, в сумме 0,56 млрд. рублей.
Суммарные затраты на доставку пенсий, пособий и социальных выплат составили 26,8 млрд. рублей (с учетом НДС), из них 19,89 млрд. рублей - за счет средств бюджета Фонда, 6,89 млрд. рублей - за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета и 0,02 млрд. рублей - за счет межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов Российской Федерации. Финансовое обеспечение доставки пенсий, пособий и социальных выплат в соответствии с Законом о бюджете Фонда на 2010 год осуществлялось в пределах 0,97% доставленных сумм без учета НДС.
Остаток средств бюджета Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, увеличился за 2010 год на 69,7 млрд. рублей и составил на 01.01.2011 года 231,6 млрд. рублей.
Исполнение бюджета Фонда по накопительной составляющей за 2010 год составило по доходам 361,2 млрд. рублей и расходам - 70,0 млрд. рублей (соответственно 86,7% и 52,0% от утвержденных показателей). Превышение доходов над расходами в сумме 291,2 млрд. рублей направлено на увеличение пенсионных накоплений застрахованных лиц.
В целом страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии поступили в сумме 324,6 млрд. руб., что на 54,1 млрд. руб. (или на 20%) выше уровня 2009 года в связи с увеличением в 2010 году числа лиц 1967 года рождения и моложе в общей численности работающих и соответственно фонда заработной платы указанных лиц. В том числе:
319,2 млрд. рублей - страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии с учетом пеней и штрафов (90,3% к уточненным прогнозным показателям);
4,0 млрд. рублей - страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года (84,6%);
1,3 млрд. рублей - недоимка по страховым взносам в виде фиксированного платежа по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года (161,3%).
Дополнительные страховые взносы (ДСВ) на накопительную часть трудовой пенсии поступили в сумме 3,6 млрд. рублей или 72,1% к уточненным прогнозным показателям. Число граждан, вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, составило 3 983,9 тыс. человек, при этом ДСВ уплатили 717,0 тыс. человек (или 18% от общего числа вступивших в данные правоотношения) при среднем размере платежа - 5 025 рублей.
Начиная с 2010 года осуществлена передача средства федерального бюджета на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 2,5 млрд. рублей (за счет средств Фонда национального благосостояния) и на оплату услуг организаций, с которыми Фондом заключены соглашения о взаимном удостоверении подписей, по приему и передаче в электронной форме в Фонд заявлений застрахованных лиц о добровольном вступлении в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, - в сумме 7,8 млн. рублей.
Также за счет средств федерального бюджета переданы средства материнского (семейного) капитала на накопительную часть трудовой пенсии в сумме 57,7 млн. рублей в соответствии с ожидаемой потребностью.
Доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные управляющими компаниями в бюджет Фонда составили 3,7 млрд. рублей (119,8% к прогнозным показателям).
Общая сумма доходов, полученных от временного размещения средств пенсионных накоплений, а также доходов от реализации (погашения) активов, приобретенных за счет средств пенсионных накоплений, составила 25,6 млрд. рублей (60,5% к прогнозным показателям).
Из негосударственных пенсионных фондов (НПФ) в соответствии с законодательством Фонду переданы средства пенсионных накоплений в сумме 1,1 млрд. рублей (217,5% к прогнозным показателям).
Средства, сформированные за счет сумм дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, в 2010 году на временное размещение не направлялись.
Расходы по накопительной составляющей бюджета Фонда в сумме 70,0 млрд. рублей были направлены на:
- обеспечение ведения специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, - 1,99 млрд. рулей (75,8% к утвержденным показателям);
- обеспечение ведения специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию, - 6,4 млн. рублей (за счет средств федерального бюджета);
- передачу средств пенсионных накоплений в НПФ в соответствии с заявлениями застрахованных лиц в сумме 66,9 млрд. рублей (52,4%), из них 0,8 млрд. рублей - средств федерального бюджета, переданных бюджету Фонда на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, и более 1,0 млрд. рублей дополнительных страховых взносов;
- выплату правопреемникам умерших застрахованных лиц в установленном порядке составили 1,16 млрд. рублей (38,5% к утвержденным показателям);
- передачу средства материнского (семейного) капитала, направленных на формирование накопительной части трудовой пенсии матери, в доверительное управление управляющим компаниям и в негосударственные пенсионные фонды в общей сумме 0,04 млрд. рублей.
Выплата накопительной части пенсии, предусмотренной в объеме почти 0,5 млрд. рублей, в 2010 году не осуществлялась в связи с отсутствием федерального закона, определяющего порядок финансирования выплат накопительной части трудовой пенсии за счет средств пенсионных накоплений.
Объем средств пенсионных накоплений увеличился за отчетный период на 291,2 млрд. рублей и по состоянию на 1 января 2011 года составил 1 267,0 млрд. рублей, в том числе;
- 631,2 млрд. рублей находятся в доверительном управлении управляющих компаний, из которых 616,2 млрд. рублей или 97,% находятся в государственной управляющей компании;
- 635,8 млрд. рублей не переданы в доверительное управление управляющим компаниям, из них 309,9 млрд. рублей направлены на временное размещение в разрешенные законодательством Российской Федерации виды активов.
В условиях 2010 года, когда на Фонд были возложены дополнительные функции администрирования страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и на обязательное медицинское страхование, расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, а также на обеспечение возложенных на них функций, исполнены в сумме 68,38 млрд. рублей, или 97,1% к утвержденным показателям и составили 1,6% всех расходов Фонда.
Счетная палата Российской Федерации подтверждает исполнение показателей бюджета Фонда и отмечает, что исполнение Федерального закона "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" в целом осуществлялась в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также согласно основным задачам бюджетной и социальной политики, сформулированным в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации и Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике на 2010-2012 годах.
В 2010 году Фондом выполнены все публичные нормативные обязательства в полном объеме и со значительным ростом к уровню 2009 года.
Проведенные в 2010 году Фондом мероприятия по повышению уровня пенсионного обеспечения граждан обеспечили решение задач, поставленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.
Вместе с тем, как и в предыдущие годы, приходится отмечать, что в 2010 году исполнение Закона о бюджете Фонда осуществлялось в отсутствие ряда законодательных актов, которые должны обеспечить полное и эффективное исполнения бюджета Фонда.
До настоящего времени не принят федеральный закон, определяющий правовой статус Фонда.
Отсутствие федеральных законов "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" не позволили Фонду в 2010 году осуществлять выплаты накопительной части трудовой пенсии. Данные законопроекты приняты Государственной Думой в первом чтении 6 июля 2011 года и Комитету Государственной Думы по труду и социальной политике необходимо в первоочередном порядке обеспечить подготовку их к принятию Государственной Думой.
Также требуется внесение изменений в действующее законодательство (Федеральный закон "Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии") в части регулирования порядка и сроков передачи Фондом в государственную управляющую компанию средств пенсионных накоплений в связи с прекращением договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений и прекращением действия лицензий негосударственных пенсионных фондов.
Кроме того, имеются неурегулированные законодательством вопросы, препятствующие эффективной работе Фонда по размещению средств страховых взносов в депозиты в рублях в российских кредитных организациях и администрированию страховых взносов.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе утвердить отчет об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год и принять проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год".
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.