Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по труду и социальной политике по проекту федерального закона N 576687-5 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по труду и социальной политике рассмотрел проект федерального закона N 576687-5 "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Законопроект подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 30 ноября 2009 года N 307-ФЗ "О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (далее Закон о бюджете Фонда) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 22 июля 2010 года N 161-ФЗ (в части увеличения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета, в том числе на выплаты федеральной социальной доплаты - с 23,2 млрд. рублей до 32 млрд. рублей).
Пенсионный фонд Российской Федерации (далее - Фонд) осуществлял исполнение Закона о бюджете Фонда также согласно Бюджетному посланию Президента Российской Федерации с учетом возложенных на него функций по администрированию страховых взносов, связанных с реализацией Федеральных законов от 24.07.2009 г. N 212-ФЗ и N 213-ФЗ, в том числе в части осуществления переоценки пенсионных прав граждан старшего поколения (валоризации), установления социальных доплат к пенсиям.
Бюджет Фонда за 2010 год исполнен по доходам в сумме 4 610,08 млрд. рублей, что составляет 98,3% к показателю, утвержденному Законом о бюджете Фонда, по расходам - в сумме 4 249,23 млрд. рублей или 96,4% к бюджетным назначениям.
Бюджет Фонда в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, исполнен по доходам в сумме 4 248,88 млрд. рублей, по расходам - в сумме 4 179,19 млрд. рублей (соответственно 99,5% и 97,8% к утвержденным показателям).
Общий профицит бюджета Фонда составил 360,85 млрд. рублей, в том числе, в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, - в сумме 69,69 млрд. рублей.
В 2010 году тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование установлен в размере 20% (в 2009 году - 14%) , для лиц 1967 года рождения и моложе - 14% на страховую часть трудовой пенсии и 6% на накопительную при предельной величине базы для начисления страховых взносов в отношении каждого застрахованного лица в сумме 415 тыс. рублей.
Финансовое обеспечение компенсации выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением с 1 января 2010 года пониженных тарифов страховых взносов для отдельных категорий плательщиков предусматривалось за счет межбюджетных трансфертов из федерального бюджета. На указанные цели из федерального бюджета перечислено 72,8 млрд. рублей.
В целом поступление страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в 2010 году составило 1 916,0 млрд. рублей, в том числе: на страховую часть трудовой пенсии - 1 591,4 млрд. рублей; на накопительную часть трудовой пенсии - 324,6 млрд. рублей.
Страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от плательщиков, производящих выплаты физическим лицам, за 2010 год поступило 1 797,9 млрд. рублей, в том числе: на страховую часть трудовой пенсии - 1 496,6 млрд. рублей; на накопительную - 301,3 млрд. рублей.
Страховых взносов в размере, определяемом из стоимости страхового года (определена на 2010 год в размере 10392 рубля) поступило 25,6 млрд. рублей, в том числе: на страховую часть - 21,6 млрд. рублей; на накопительную часть - 4,0 млрд. рублей.
Страховых взносов в счет погашения недоимки (задолженности) по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, образовавшейся на 1 января 2010 года, и задолженности по соответствующим пеням и штрафам поступило 86,6 млрд. рублей, в том числе на страховую и накопительную часть соответственно 68,7 млрд. рублей и 17,9 млрд. рублей.
В счет погашения недоимки по страховым взносам в виде фиксированного платежа по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года, поступило 5,94 млрд. рублей, в том числе на страховую часть - 4,62 млрд. рублей; на накопительную часть - 1,32 млрд. рублей.
Поступление сумм минимального налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения, составило 5,4 млрд. рублей.
Поступление в 2010 году сумм недоимки, пеней и иных финансовых санкций по взносам в бюджет Фонда в связи с задолженностью, образовавшейся по состоянию на 1.01.2001 г., - 1,57 млрд. рублей.
Перечисление в бюджет Фонда средств федерального бюджета осуществлялось в соответствии с показателями уточненной бюджетной росписи расходов федерального бюджета 2010 года.
Общая сумма бюджетных ассигнований, переданных Фонду из федерального бюджета в порядке межбюджетных трансфертов, составила 2 643,8 млрд. рублей, в том числе:
на валоризацию величины расчетного пенсионного капитала - 502,2 млрд. рублей;
на возмещение расходов по выплате трудовых пенсий в связи с зачетом в страховой стаж нестраховых периодов - 4,1 млрд. рублей;
на выплату федеральной социальной доплаты к пенсиям - 32,0 млрд. рублей;
на выплату пенсий по государственному пенсионному обеспечению, пособий, ежемесячных доплат к государственным пенсиям (ежемесячному пожизненному содержанию), дополнительного ежемесячного материального обеспечения (ДЕМО) гражданам Российской Федерации, включая расходы на их доставку, - 284,4 млрд. рублей;
на осуществление ежемесячной денежной выплаты (ЕДВ) отдельным категориям граждан в общей сумме - 302,4 млрд. рублей, с учетом уменьшения объемов на предоставление набора социальных услуг отдельным категориям граждан и передачи средств "силовым" ведомствам для осуществления выплат ЕДВ;
на выплату ДЕМО в соответствии с указами Президента Российской Федерации от 30.03.2005 г. N 363 и от 1.08.2005 г. N 887 - 11,2 млрд. рублей;
на предоставление материнского (семейного) капитала в общей сумме 98,6 млрд. рублей;
на выплату материального обеспечения специалистам ядерного оружейного комплекса - 4,0 млрд. рублей;
на софинансирование формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц за счет средств Фонда национального благосостояния - 2,5 млрд. рублей;
на компенсацию выпадающих доходов бюджета Фонда в связи с установлением пониженных тарифов уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для отдельных категорий страхователей - 72,8 млрд. рублей;
на покрытие дефицита бюджета Фонда в целях возмещения недостатка средств бюджета Фонда на выплату страховой части трудовой пенсии (с учетом перечисления из федерального бюджета дополнительных средств в сумме 150,0 млрд. рублей) - 1 316,3 млрд. рублей.
Бюджет Фонда по расходам был исполнен в сумме 4 249,23 млрд. рублей (96,4% от бюджетных назначений), в том числе в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, 4 179,19 млрд. рублей (97,8%).
В 2010 году общая численность пенсионеров увеличилась на 617,0 тыс. человек и по состоянию на 31 декабря 2010 года составила 39,7 млн. человек, из них: получателей трудовых пенсий - 36,6 млн. человек. Число получателей социальной пенсии увеличилось на 157,7 тыс. человек и составило на конец года 2,76 млн. человек. Численность военных пенсионеров, получателей страховой части трудовой пенсии по старости, увеличилась на 41,8 тыс. человек и составила 466,0 тыс. человек. Число получателей досрочных пенсий из числа граждан, признанных безработными, за 2010 год возросло на 5,6 тыс. человек и составило 56,3 тыс. человек.
В 2010 году были проведены следующие мероприятия по повышению уровня пенсионного обеспечения граждан:
c 1 января 2010 года осуществлена валоризация (повышение) пенсионных прав граждан, приобретенных до 1 января 2002 года, путем индексации величины расчетного пенсионного капитала застрахованных лиц на 10% и сверх того на 1% (без ограничения) за каждый полный год общего трудового стажа, приобретенного до 1 января 1991 года;
с 1 апреля 2010 года произведены дополнительное увеличение размера страховой части трудовых пенсий на 6,3%, индексация социальных пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и других выплат, размер которых зависит от роста социальных пенсий на 8,8%;
с 1 июля 2010 года проведена дополнительная индексация социальных пенсий на 3,41% (суммарный размер индексации социальных пенсий составил 12,51 процента);
с 1 августа 2010 года осуществлен перерасчет страховой части трудовой пенсии на основании поступивших за застрахованное лицо страховых взносов после назначения пенсии или корректировка размеров пенсий на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В результате проведенных мероприятий средний размер трудовой пенсии увеличился на 1496 рублей и на конец года составил 7811 рублей с ростом на 23,7%, при уровне роста потребительских цен за 2010 год - 8,8 процента. Средний размер трудовой пенсии по старости увеличился на 1536 рублей (23,2%) и на конец года составил 8166 рублей, средний размер социальной пенсии увеличился на 486 рублей (11,5%) и на конец года составил 4731 рубль при величине прожиточного минимума пенсионера (ПМП) на 2010 год в сумме 4521 рубль.
Среднегодовой рост трудовых пенсий в 2010 году составил 144,5% к уровню 2009 года. Среднегодовой размер трудовой пенсии по старости составил 178,2% ПМП в Российской Федерации.
Размер страховой части трудовой пенсии военных пенсионеров увеличился на 289 рублей и на конец года составил 1743 рубля.
В результате проведенных мероприятий в 2010 году коэффициент замещения составил 38,0% (при среднегодовом размере трудовой пенсии по старости 8054 рубля и номинальной начисленной среднемесячной заработной плате 21193 рубля).
В целях переоценки пенсионных прав застрахованных лиц коэффициент индексации пенсионного капитала, определенного по состоянию на 1 января 2009 года утвержден в размере 1,1427, что соответствует суммарному индексу повышения пенсий за соответствующий период.
В целом расходы на выплату трудовых пенсий с учетом расходов на доставку составили 3 380,0 млрд. рублей.
С 1 апреля 2010 года на 10% увеличены размеры ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан (ЕДВ). Общие затраты по выплате ЕДВ составили 293,64 млрд. рублей.
Суммарные затраты на доставку пенсий, пособий, ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан и других социальных выплат составили 26,8 млрд. рублей, из них 19,89 млрд. рублей (74,2%) - финансируемые за счет средств Фонда. Финансовое обеспечение доставки осуществлялось в пределах 0,97% доставленных сумм без учета НДС.
В бюджете Фонда на 2010 год были предусмотрены средства федерального бюджета в сумме 1,0 млрд. рублей на оплату стоимости проезда пенсионерам к месту отдыха и обратно один раз в два года в соответствии с Федеральным законом "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях". С учетом увеличения бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение указанных выплат объем в соответствии с уточненной бюджетной росписью был утвержден в сумме 1077, 0 млн. рублей. Данную компенсацию получили 109,1 тыс. неработающих пенсионеров. Расходы на указанные цели составили 1073,67 млн. рублей (99,7% к уточненной бюджетной росписи).
В отчетном периоде расходы бюджета Фонда на выплату федеральной социальной доплаты к пенсии составили 31,03 млрд. рублей (97,1%).
Расходы Фонда на доплаты к пенсиям, осуществляющиеся за счет дополнительного тарифа для работодателей-организаций, использующих труд членов летных экипажей воздушных судов гражданской авиации, с учетом расходов на доставку, за отчетный период составили 2,75 млрд. рублей.
Расходы на материальное обеспечение сотрудников ядерного оружейного комплекса осуществляемые за счет средств федерального бюджета, составили 4,34 млрд. рублей.
В соответствии с Законом о бюджете Фонда на предоставление субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации на социальные программы субъектов и оказание адресной социальной помощи неработающим пенсионерам было разрешено направлять средства в объеме до 1 млрд. рублей. Финансовое обеспечение расходов осуществлялось за счет дополнительных поступлений сумм недоимки по взносам в Фонд, образовавшихся на 1 января 2001 года, сумм пеней и иных финансовых санкций по указанным взносам, сумм пеней и иных финансовых санкций по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии и пр. с внесением соответствующих изменений в сводную бюджетную роспись. В соответствии с уточненной сводной бюджетной росписью на указанные цели в бюджеты субъектов Российской Федерации перечислено 564,5 млн. рублей.
Указанные субсидии были освоены на сумму 563,0 млн.рублей, в том числе на оказание адресной социальной помощи 86,3 тыс. неработающим пенсионерам направлено 170,0 млн. рублей, на укрепление материально-технической базы 169 учреждений социального обслуживания населения - 393,0 млн. рублей.
Комитет подчеркивает, что в 2010 году Фондом выполнены все публичные нормативные обязательства, расходы на исполнение которых составили 96,7% от общей суммы расходов бюджета Фонда, или 98,4% от суммы расходов, в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий.
Расходы на финансовое и материально-техническое обеспечение текущей деятельности Фонда и его территориальных органов, другие мероприятия, связанные с деятельностью Фонда, составили 68,38 млрд. рублей (97,1% от бюджетных назначений) - 1,61% от общих расходов бюджета Фонда. Фондом производились, в том числе расходы, связанные с выполнением возложенных на Фонд функций по администрированию страховых взносов, информированию застрахованных лиц о состоянии индивидуально лицевых счетов, страхователей - об их регистрации в органах Фонда, взысканию задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам, реализации законодательства о дополнительных мерах поддержи семей, имеющих детей, и другие.
На конец года в соответствии с Федеральным законом от 30.04.2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" поступило 3 984,0 тыс. заявлений от застрахованных лиц. В бюджет Фонда поступило 3,6 млрд. рублей дополнительных страховых взносов и взносов работодателей в пользу застрахованных лиц. В отчетном периоде платежи осуществили 717 тыс. человек.
Общий объем доходов Фонда, связанных с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в 2010 году составил 361,2 млрд. рублей или 86,7% к утвержденным показателям, в том числе:
страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии - 301,3 млрд. рублей;
страховые взносы по расчетным периодам, истекшим до 1 января 2010 года - 17,9 млрд. рублей;
страховые взносы в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, а также недоимка по страховым взносам в виде фиксированного платежа - 5,3 млрд. рублей;
дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии и взносы работодателя, - 3,6 млрд. рублей;
средства федерального бюджета на софинансирование формирования пенсионных накоплений - 2,5 млрд. рублей;
общая сумма доходов от временного размещения средств сформированных за счет сумм страховых взносов на накопительную часть трудовых пенсий, а также доходов от реализации активов (погашения), приобретенных за счет средств пенсионных накоплений, - 25,6 млрд. рублей;
доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений, перечисленные управляющими компаниями (УК),- 3,7 млрд. рублей и средства пенсионных накоплений, передаваемые Фонду из негосударственных пенсионных фондов, - 1,1 млрд. рублей;
средства материнского (семейного) капитала, переданные на накопительную часть трудовой пенсии, - 57,7 млн. рублей.
Чистый финансовый результат, полученный от временного размещения сумм страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в бюджет Фонда в течение 2008 года, утвержден в размере 24,3 млрд. рублей.
Комитет отмечает, что полученные управляющими компаниями доходы от инвестирования средств пенсионных накоплений за период 2004-2010 годов значительно ниже уровня инфляции, что не обеспечивает сохранность пенсионных накоплений.
Расходы бюджета Фонда, связанные с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, составили 70,0 млрд. рублей, в том числе:
расходы, связанные с обеспечением ведения специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, - 1990,4 млн. рублей;
расходы, связанные с обеспечением ведения специальной части индивидуальных лицевых счетов застрахованных лиц, добровольно вступивших в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, - 6,4 млн. рублей (подлежали финансированию за счет средств федерального бюджета);
передача средств пенсионных накоплений в негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в соответствии с заявлениями застрахованных лиц - 66,9 млрд. рублей, из них средства федерального бюджета на софинансирование формирования пенсионных накоплений - 797,6 млн.рублей, дополнительных страховых взносов на накопительную часть - более 1,0 млрд. рублей;
выплаты правопреемникам умерших застрахованных лиц - 1,16 млрд. рублей.
Объем средств пенсионных накоплений на 1 января 2011 года составил 1 266,9 млрд. рублей, из них: средства пенсионных накоплений, находящиеся в доверительном управлении УК, составляют 631,2 млрд. рублей, их которых в ГУК находятся 616,2 млрд. рублей, 15,0 млрд. рублей - в УК, отобранных на конкурсной основе.
Средства пенсионных накоплений, переданные в отчетном периоде в доверительное управление УК, в общей сумме 248,1 млрд. рублей (из них: средств федерального бюджета - 1,7 млрд. рублей, дополнительных страховых взносов - 2,0 млрд. рублей, средства материнского (семейного) капитала - 34,3 млн.рублей);
Средства пенсионных накоплений, не переданные в доверительное управление УК, в общей сумме 635,8 млрд. рублей, в том числе: средства пенсионных накоплений, направленные на временное размещение в разрешенные законодательством виды активов, - 309,9 млрд. рублей.
Остатки денежных средств пенсионных накоплений бюджета Фонда на 1 января 2011 года, не переданных на временное размещение, составили 323,3 млрд. рублей. Остаток денежных средств, сформированных за счет сумм дополнительных страховых взносов, на 1 января 2011 года составил 2,6 млрд. рублей.
Бюджет Фонда за 2010 год исполнен с профицитом в части, не связанной с формированием средств для финансирования накопительной части трудовых пенсий, в сумме 69,7 млрд. рублей. Данные средства в 2011 году направляются на финансовое обеспечение выплаты пенсий, пособий, ЕДВ и других социальных выплат.
Комитет отмечает, что исполнение бюджета Фонда в 2010 году осуществлялось в отсутствии федерального закона определяющего правовой статус Фонда, источники формирования средств его бюджета, направления их расходования, задачи Фонда, его имущественный режим, а также вопросы, связанные с органами управления Фонда с учетом современного состояния системы пенсионного обеспечения. Отсутствие федеральных законов "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" и "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений" не позволило Фонду в 2010 году осуществлять выплаты накопительной части трудовой пенсии.
Комитет также обращает внимание, что в представленном заключении Счетной палаты Российской Федерации подчеркивается наличие неурегулированных законодательством вопросов, препятствующих работе органов Фонда по администрированию страховых взносов.
На основании вышеизложенного, комитет рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона "Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2010 год".
Председатель комитета |
А.К. Исаев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.