Заключение
Комиссии Совета Федерации Федерального Собрания РФ по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации
от 26 сентября 2011 г. N 3.8-14(178)-2.1
на проект федерального закона N 576710-5 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год"
Досье на проект федерального закона
Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации (далее - Комиссия) рассмотрела Федеральный закон "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год", принятый Государственной Думой Российской Федерации 21 сентября 2011 года, и отмечает следующее.
Исполнение бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - ФОМС) в 2010 году осуществлялось на основании Федерального закона от 28 ноября 2009 г. N 294-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Главными администраторами доходов бюджета ФОМС в 2010 году являлись Федеральная налоговая служба, Пенсионный фонд Российской Федерации и ФОМС.
Макроэкономические условия исполнения бюджета ФОМС в 2010 году были обусловлены начавшимся во второй половине 2009 года экономическим оживлением, а также улучшением состояния на рынке труда, в результате чего уровень безработицы снизился и оценивался по итогам 2010 года на уровне 7,2%, а реальная заработная плата населения увеличилась на 4,6%, что способствовало увеличению социальных выплат.
Исполнение бюджета Фонда в 2010 году осуществлялось в условиях вступившего в действие Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования", которым был введен новый порядок формирования доходов бюджетов государственных внебюджетных фондов, в том числе Фонда и произведена замена единого социального налога (далее - ЕСН) страховыми взносами на обязательное медицинское страхование.
Статьей 57 Федерального закона от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ (с изменениями) для плательщиков страховых взносов установлены тарифы страховых взносов на обязательное медицинское страхование в 2010 году, которые составили для ФОМС - 1,1 процента, для территориальных фондов обязательного медицинского страхования - 2,0 процента.
В 2010 году доходы бюджета Фонда составили 101 843 605,4 тыс. рублей, или 96,2% к общему объему доходов, утвержденному Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", в том числе за счет межбюджетных трансфертов, полученных из федерального бюджета, в сумме 4 734 000,0 тыс. рублей.
Объем расходов бюджета ФОМС сложился в сумме 109 123 972,7 тыс. рублей, или 98,4% к общему объему расходов, утвержденному Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов", в том числе межбюджетные трансферты, переданные бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме 17 500 000,0 тыс. рублей.
При этом в полном объеме от годовых назначений профинансированы расходы на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, доля которых составляет 78,5% в общем объеме расходов.
Расходы по разделу 11 "Межбюджетные трансферты" исполнены в сумме 108 626 852,6 тыс. рублей, или 100,7% к объему, утвержденному Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" (107 921 064,3 тыс. рублей), и 97,8% к показателям, утвержденным уточненной росписью расходов ФОМС на 2010 год (111 037 588,4 тыс. рублей).
Неисполненные бюджетные назначения по расходам бюджета ФОМС в 2010 году составили 1 727 247,3 тыс. рублей, или 1,6%, к показателям, утвержденным Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и 4 493 746,0 тыс. рублей, или 4,0%, к объему расходов, утвержденному уточненной росписью расходов бюджета ФОМС на 2010 год.
Объем дефицита бюджета ФОМС составил 7 280 367,3 тыс. рублей, или 145,6% к объему дефицита, утвержденному Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Дефицит бюджета ФОМС по итогам отчетного года увеличился на 2 280 367,3 тыс. рублей, или на 45,6% по отношению к объему, утвержденному Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов". Увеличение дефицита бюджета ФОМС связано с недопоступлением в бюджет ФОМС доходов в размере 4 007 614,6 тыс. рублей к утвержденному значению и направлением остатков, сложившихся на 1 января 2010 года, на осуществление расходов на цели, установленные Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Пунктом 3 части 1 и частью 3 статьи 1 Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" установлено, что предельный объем дефицита бюджета ФОМС на 2010 год составляет 5 000 000,0 тыс. рублей и источником финансирования дефицита бюджета ФОМС в 2010 году являются остатки средств бюджета ФОМС по состоянию на 1 января 2010 года.
С учетом внесенных изменений источники внутреннего финансирования дефицита бюджета ФОМС на 2010 год составили в сумме 7 766 498,7 тыс. рублей.
Всего в 2010 году было внесено 5 изменений в смету ФОМС на 2010 год. Все изменения, вносимые в смету ФОМС в 2010 году соответствуют изменениям, вносимым в роспись расходов и лимиты бюджетных обязательств ФОМС на 2010 год.
Сумма кредиторской задолженности на 1 января 2011 года составила 1 088 402,84 рубля и уменьшилась на 506 903,42 рубля, или 31,8%, по сравнению с показателями по состоянию на 1 января 2010 года.
Сумма дебиторской задолженности на 1 января 2011 года составила 167 057 044,04 рубля и уменьшилась на 118 779 686,38 рублей, или 41,6%, по сравнению с показателями по состоянию на 1 января 2010 года.
Расходы на проведение диспансеризации пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации исполнены в сумме 795 718,3 тыс. рублей, или 108,4% к объему, утвержденному Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов", и 95,1% к показателям, утвержденным уточненной росписью расходов ФОМС на 2010 год с учетом остатка средств, неиспользованных в 2009 году.
В 2010 году диспансеризацию прошли 339 151 ребенок, или 100,2% от утвержденного плана-графика. Количество детей, прошедших диспансеризацию в 2010 году уменьшилось на 22 014 детей, или на 6,1%, по сравнению с количеством детей, прошедших диспансеризацию в 2009 году.
Невыполнение показателей, утвержденных планами-графиками, отмечается в 20 субъектах Российской Федерации, что составило 24,1% от общего числа субъектов, проводивших диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в 2010 году.
Расходы на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан исполнены в сумме 4 155 845,6 тыс. рублей, или 103,9% к объему, утвержденному Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов", и 97,5% к показателям, утвержденным уточненной росписью расходов ФОМС на 2010 год с учетом остатка средств, неиспользованных в 2009 году.
За отчетный период сумма кредиторской задолженности уменьшилась на 31,8%, сумма дебиторской задолженности уменьшилась на 41,6%.
Остатки средств на счетах ФОМС сократились на 7 323 553,6 тыс. рублей: с 7 517 573,1 тыс. рублей на 1 января 2010 года до 194 019,5 тыс. рублей по состоянию на 1 января 2011 года.
В то же время, Комиссия отмечает, что в работе Фонда в 2010 году имелись отдельные недостатки.
Так, в 2010 году не выполнялось требование пункта 19 Устава ФОМС, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 1998 г. N 857 (с изменениями), в части проведения заседания правления ФОМС не реже 1 раз в 3 месяца.
Отчет отвечает требованиям Бюджетного послания Президента Российской Федерации, и отражает деятельность Фонда по расходованию средств федерального бюджета и средств бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Учитывая вышеизложенное Комиссия Совета Федерации по взаимодействию со Счетной палатой Российской Федерации считает возможным рекомендовать Совету Федерации одобрить Федеральный закон "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год".
Председатель Комиссии |
С.П. Иванов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.