Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам на проект федерального закона N 576710-5 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год"
Досье на проект федерального закона
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона N 576710-5 "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
В соответствии со статьей 264.10 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации представило в Государственную Думу отчет об исполнении бюджета и проект федерального закона об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год 9 июля 2011 года.
Финансовая деятельность Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее соответственно - Фонд, ОМС) осуществлялась в 2010 году в соответствии с целями, установленными Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Федеральным законом от 28 ноября 2009 г. N 294-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" доходы бюджета Фонда на 2010 год утверждены в сумме 105,8 млрд. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из федерального бюджета в сумме 4,7 млрд. рублей, расходы - в сумме 110,8 млрд. рублей, с дефицитом в сумме - 5,0 млрд. рублей.
Бюджет Фонда исполнен в 2010 году по доходам в сумме 101,8 млрд. рублей (96,2% к утвержденным показателям), по расходам - в сумме 109,1 млрд. рублей (98,4% к утвержденным показателям), с превышением расходов над доходами (дефицитом) в сумме 7,3 млрд. рублей.
Дефицит бюджета ФОМС по итогам отчетного года увеличился на 2,28 млрд. рублей, или на 45,6% по отношению к объему, утвержденному Федеральным законом (5,0 млрд. рублей), за счет привлечения остатков денежных средств на счетах Фонда, которые на начало 2010 года составляли 7,76 млрд. рублей.
Доходы бюджета Фонда в 2010 году составили - 101,8 млрд. рублей (что на 4,0 млрд. рублей или 3,8% ниже показателя, утвержденного Федеральным законом).
Начиная с 2010 года был отменен единый социальный налог, и установлены страховые взносы на обязательное медицинское страхование, которые составили основу доходов Фонда - 91,0 млрд. рублей (89,4%).
Доходы бюджета Фонда от возврата задолженности и перерасчетов по отмененным налогам, сборам и иным платежам 6,1 млрд. рублей.
Средства федерального бюджета в виде межбюджетных трансфертов в бюджет Фонда поступили в сумме 4,7 млрд. рублей. Доля средств федерального бюджета в доходах Фонда снизилась с 29,1% в 2009 году до 4,6% в 2010 году.
Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам отмечает, что резкое снижение в 2010 году удельного веса трансфертов федерального бюджета в доходах бюджета Фонда (в 2008 году - 45%) объясняется поэтапной передачей части функций, финансируемых из федерального бюджета, таких как дополнительное лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан, денежные выплаты медицинским работникам первичного звена.
Расходы Фонда в 2010 году составили 109,1 млрд. рублей, что ниже показателя, утвержденного Федеральным законом, на 1,7 млрд. рублей или на 1,6 процента.
Основную часть расходов бюджета ФОМС в 2010 году составляют расходы, направленные на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования - 79% (86,2 млрд. рублей) и связанные с реализацией приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения - 20,6% (22,5 млрд. рублей).
По всем субъектам Российской Федерации дотации из бюджета Фонда, направленные на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, превысили утвержденные Федеральным законом показатели.
Бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и в послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни в 2010 год перечислено из бюджета Фонда 17,5 млрд. рублей (100% к бюджетным назначениям).
В 2010 году за счет средств федерального бюджета в сумме 4 734,0 млн. рублей и использования остатков, в соответствии со статьей 5 Федерального закона о бюджете Фонда, позволили по следующим направлениям финансирования превысить уровень, утвержденный в бюджете:
на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан 4 155,8 млн. рублей, или 104% к бюджетным назначениям;
на диспансеризацию пребывающих в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации 795,7 млн. рублей, или 108,4% к бюджетным назначениям.
По данным Счетной палаты количество детей, прошедших диспансеризацию в 2010 году (339 151 детей), уменьшилось на 22 014 или на 6,1%, по сравнению с количеством детей, прошедших диспансеризацию в 2009 году (361 165 детей), что произошло из-за уменьшения контингента.
В целом по Российской Федерации в 2010 году дополнительную диспансеризацию прошли 3 949 873 работающих гражданина, или 102,9% от прогнозной численности Минздравсоцразвития России (3 838 772 человек) и 98,1% от утвержденной численности Минздравсоцразвития России, согласно планам-графикам (4 027 000 человек).
Расходы Фонда на финансовое, материально-техническое обеспечение, на осуществление международного сотрудничества по вопросам ОМС и информатизацию системы ОМС составили в 2010 году 497,1 млн. рублей (86,1% к бюджетным назначениям).
Неиспользованный остаток средств нормированного страхового запаса по состоянию на 1 января 2011 года в связи с недостатком текущих поступлений в бюджет ФОМС составил 2,0 млрд. рублей.
Счетная палата РФ в своем заключении на отчет об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2009 год подтверждает исполнение показателей бюджета Фонда, представленных в законопроекте, и отмечает, что принцип исполнения действующих расходных обязательств, установленный в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 23 июня 2008 года, Федеральным фондом обязательного медицинского страхования соблюден полностью и нецелевого использования средств при исполнении бюджета не выявлено.
Однако Счетная палата Российской Федерации отмечает, что в нарушение пункта 19 Устава ФОМС в 1 и 3 кварталах 2010 года заседания правления не проводились, в 4 квартале 2010 года было проведено 3 заседания правления ФОМС, что не соответствует требованиям пункта 19 Устава ФОМС.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рекомендует Государственной Думе утвердить отчет об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год и принять проект федерального закона "Об исполнении бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2010 год".
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.