Официальный отзыв Аппарата Правительства РФ
на проект федерального закона N 578792-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части восстановления формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов)", внесенный депутатами Государственной Думы С.М. Мироновым и Н.В. Левичевым
Досье на проект федерального закона
Правительством Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести в федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О выборах Президента Российской Федерации", "О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации", "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" изменения, касающиеся восстановления формы голосования против всех кандидатов (против всех списков кандидатов).
Представляется, что голосование против всех кандидатов (против всех списков кандидатов) будет носить заведомо протестный характер, не отражая истинного отношения граждан к кандидату (списку кандидатов) и подменяя процедуру осуществления выбора из множества кандидатов (списков кандидатов) предпочтительного кандидата (списка кандидатов) отрицанием установленных федеральным законодательством процедур формирования избираемых органов государственной власти, органов местного самоуправления. Такой подход необоснованно ограничивает возможность периодического формирования органов государственной власти и органов местного самоуправления.
Исключение графы "против всех кандидатов" ("против всех списков кандидатов") в избирательных бюллетенях является фактором, стимулирующим участников избирательных кампаний более качественно и эффективно проводить работу среди избирателей. Это позволяет снизить вероятность возникновения ситуаций, когда выборы признаются несостоявшимися и назначаются повторные выборы, что влечет за собой, в том числе, дополнительные расходы бюджетных средств.
Указанный вопрос неоднократно становился предметом рассмотрения Конституционного Суда Российской Федерации. Так, согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной, в частности, в Определении от 18 декабря 2007 г. N 920-О-О, "само по себе исключение из избирательного бюллетеня графы "против всех кандидатов" ("против всех списков кандидатов") не ограничивает и не нарушает избирательные права заявителя, поскольку не препятствует его участию в избрании выборных органов публичной власти и в реализации права быть избранным в эти органы и выражать свою волю в любой из юридически возможных форм голосования на выборах в соответствии с установленными процедурами".
Также необходимо учитывать, что в Итоговом отчете Миссии по наблюдению за выборами Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе / Бюро по демократическим институтам и правам человека (ОБСЕ / БДИПЧ) о выборах Президента Российской Федерации 14 марта 2004 г. исключение из законодательства Российской Федерации института голосования "против всех" содержалось в качестве рекомендации по улучшению избирательной системы Российской Федерации. В указанном отчете отмечалось, что, поскольку суть выборов сводится к представительству, сложно сопоставить форму голосования против всех кандидатов с определением представительной демократии, так как при таком голосовании избиратели предпочитают не быть представленными в принципе. Также представлялся неоднозначным метод, использованный при подсчете голосов, поданных против всех кандидатов. Данная рекомендация Российской Федерацией выполнена.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает представленный законопроект.
Заместитель Председателя |
В. Володин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.