Заключение
Комитета Государственной Думы по энергетике
от 30 сентября 2011 г. N 3.25-5/120
на проект федерального закона N 579275-5 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере от 21 апреля 2009 года"
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по энергетике рассмотрел проект федерального закона N 579275-5 "О ратификации Протокола о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере от 21 апреля 2009 года", внесенный в Государственную Думу 13 июля 2011 года Правительством Российской Федерации (далее - Протокол), и отмечает следующее.
В соответствии с Соглашением между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере от 21 апреля 2009 г. российская сторона предоставляет на период в 20 лет право доступа к нефтепроводу для осуществления поставок нефти в Китайскую Народную Республику ОАО "АК "Транснефть" и открытому акционерному обществу "Нефтяная компания "Роснефть" (далее - ОАО "НК "Роснефть") в целях обеспечения возврата кредитных средств в размере 25 млрд. долл. США (15 млрд. ОАО "НК "Роснефть" и 10 млрд. ОАО "АК "Транснефть"), полученных в рамках заключенных с корпорацией "Китайский банк развития" (КНР) кредитных соглашений.
Поставки по нефтепроводу начаты с 1 января 2011 года и будут осуществляться в течение 20 лет в объёме 15 млн. тонн нефти в год (9 млн тонн - ОАО "НК "Роснефть", 6 млн тонн ОАО "АК "Транснефть").
Нефтепровод "Сковородино" - "Мохэ" является ответвлением от нефтепроводной системы "Восточная Сибирь - Тихий океан" и создается с целью диверсификации экспортных потоков российской нефти с месторождений Западной и Восточной Сибири. Основным рынком сбыта нефти для проектируемого нефтепроводного маршрута является КНР. Настоящий нефтепровод состоит из сухопутных участков на территории государств Сторон (на территории Российской Федерации - это нефтепровод "Сковородино - граница с КНР") и подводного перехода через реку Амур.
Протокол вносит изменения и дополнения в указанное Соглашение в связи с окончанием предусмотренного данным Соглашением строительства и вводом в эксплуатацию подводного перехода нефтепровода "Сковородино" - "Мохэ" через реку Амур, в том числе следующие.
Соглашением о сотрудничестве в нефтяной сфере от 21 апреля 2009 г. устанавливаются категории товаров, перемещаемых через российско-китайскую границу в упрощенном порядке в период осуществления и исключительно для целей строительства подводного перехода нефтепровода "Сковородино" - "Мохэ" через реку Амур (строительные материалы, оборудование, включая строительную технику, транспортные средства). Протокол дополняет указанные категории товаров расходными материалами, а также распространяет упрощенный порядок перемещения таких товаров на этап эксплуатации нефтепровода и подводного перехода (проведение работ по техническому обслуживанию перехода и, в случае необходимости, ремонтных работ или работ по предотвращению и устранению аварийных ситуаций и их последствий).
Для персонала, осуществляющего указанные строительные работы, связанные с сооружением подводного перехода и/или проведением ремонтных работ, устанавливается упрощенный порядок пропуска через российско-китайскую государственную границу без оформления виз в работающем на нерегулярной основе либо временном пункте пропуска.
Кроме того, каждая из Сторон освобождает необходимые для строительства подводного перехода, предотвращения и устранения аварий и их последствий на подводном переходе в процессе его эксплуатации товары, материалы, оборудование, транспортные и технические средства как от ввозной так и вывозной таможенной пошлины, а также от акциза на нефтепродукты и транспортные средства, налога на добавленную стоимость и сборов за таможенное оформление.
При этом устанавливаются правила иные, чем предусмотренные таможенным законодательством Российской Федерации. В таком случае, в соответствии с подпунктом "а" пункта 1 статьи 15 Федерального закона "О международных договорах Российской Федерации" Протокол подлежит ратификации. Комитет отмечает, что Протокол соответствует общепризнанным принципам и нормам международного права.
Согласно финансово-экономическому обоснованию к вопросу о ратификации реализация Соглашения и Протокола позволит продолжить развитие месторождений нефти Восточной Сибири, промышленной инфраструктуры Восточной Сибири и Дальнего Востока, создать новые рабочие места, построить новое жилье и социально-бытовую инфраструктуру.
Комитет считает, что ратификация Протокола отвечает интересам Российской Федерации, а его реализация не повлечет за собой дополнительных расходов из федерального бюджета.
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по энергетике рекомендует Государственной Думе ратифицировать Протокол о внесении изменений в Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о сотрудничестве в нефтяной сфере от 21 апреля 2009 года.
Председатель Комитета |
Ю.А. Липатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.