Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 580406-5 "О внесении изменений в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", внесенный Законодательным Собранием Забайкальского края
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается установить запрет на отчуждение жилых помещений, предоставляемых детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), в течение пяти лет с момента их предоставления.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункту 1 статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании части 1 статьи 60 Жилищного кодекса Российской Федерации по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации.
Таким образом, лицо, которому предоставлено жилое помещение по договору социального найма, не вправе осуществлять правомочие распоряжения жилым помещением; такое правомочие может принадлежать только собственнику жилого помещения. Отчуждение жилых помещений, находящихся у граждан на условиях социального найма, возможно только в случае их приватизации (безвозмездной передачи жилых помещений в собственность граждан) в соответствии с условиями и в порядке, установленными Законом Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон).
Согласно статье 2 Закона граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Положения Закона не препятствуют приватизации жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма детьми-сиротами. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.
На основании пункта 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Ограничение прав на жилое помещение, принадлежащее детям-сиротам, не оправдано и не соответствует основаниям ограничения конституционных прав человека и гражданина, установленным частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации.
Защита жилищных прав лиц указанной категории возможна посредством изменения механизма обеспечения их жилыми помещениями.
Одновременно необходимо отметить, что Правительством Российской Федерации 4 августа 2011 г. в установленном порядке внесен в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проект федерального закона N 589209-5 "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", которым предлагаются необходимые изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на защиту прав детей-сирот по обеспечению их жилыми помещениями.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации не поддерживает законопроект.
Заместитель Председателя |
В. Володин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.