Заключение
Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству на проект федерального закона N 580406-5 "О внесении изменений в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 580406-5 "О внесении изменений в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в части установления запрета на распоряжение жилыми помещениями, предоставленными детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей), внесенный Законодательным Собранием Забайкальского края (далее - законопроект), как следует из пояснительной записки разработан в целях защиты жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, от неправомерного отчуждения его жилого помещения в результате преступных действий третьих лиц. В этой связи, законопроектом предлагается закрепить в Жилищном кодексе Российской Федерации (далее - ЖК) и в Федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" запрет на отчуждение жилого помещения, переданного по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях. Запрет на отчуждение предоставленного жилого помещения должен действовать в течение пяти лет с даты заключения договора социального найма.
Названный законопроект не может быть поддержан по следующим причинам.
Под "отчуждение имущества" в гражданском праве понимается как передача имущества, принадлежащего одному лицу в собственность другого, то есть как один из способов осуществление собственником правомочия распоряжения. В то же время, исходя из буквального толкования ст. ст. 1 и 2 законопроекта, можно заключить, что в нем речь идет о жилых помещениях, которыми указанная в законе категория лиц обладает на условиях социального найма. Согласно ст. 60 ЖК, в рамках такой договорной конструкции наниматель имеет лишь права пользования и владения жилым помещением и не обладает полномочиями по его распоряжению.
Обозначенные в пояснительной записки проблемы, связанные с фактами "противоправных посягательств" на имущество детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, характерны для ситуации, когда соответствующие субъекты, получив жилые помещения по договору социального найма, в дальнейшем их приватизировали, став полноправными собственниками и получив, таким образом, право на отчуждение имущества. Можно предположить, что и разработчиками законопроекта имелась ввиду именно такая ситуация, что, однако, должным образом не было отражено в тексте законопроекта. В таком случае законопроект должен быть подвергнут критики в ином аспекте: с позиции неоправданного ограничения им прав собственника жилого помещения.
Необходимо отметить, что в законопроекте речь идет, как правило, о полностью дееспособных гражданах, поскольку жилые помещения указанной категории лиц согласно ст. 8 Федеральном законе от 21.12.1996 N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" предоставляются по окончании пребывания их в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Исходя из перечисленных в законе обстоятельств, например, окончание ВУЗа или окончание службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, указанные лица, как правило, к моменту получения жилого помещения по договору социального найма достигают возраста совершеннолетия.
Принятие анализируемой законодательной концепции поставит указанную категорию лиц в заведомо невыгодное положение по сравнению с иными собственниками жилых помещений, способными в любой момент по своему усмотрению распорядиться принадлежим им на праве собственности объектом. Здесь уместно подчеркнуть, что зачастую различные жизненные обстоятельства (переезд, смена места работы, семейного статуса, рождение ребенка, серьезная болезнь) диктуют необходимость изменения жилищных условий, что, согласно законопроекту, будет неосуществимым.
Представляется, что указанная в пояснительной записке цель предотвращения мошеннических действий и незаконных сделок в отношении жилых помещений должна реализовываться посредством других механизмов, кроме как ограничения законных прав собственника.
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе отклонить проект федерального закона N 580406-5 "О внесении изменений в статью 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и статью 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в части установления запрета на распоряжение жилыми помещениями, предоставленными детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей), внесенный Законодательным Собранием Забайкальского края.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.