Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 153207-5 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Балыхиным, К.И. Косачевым, Г.К. Сафаралиевым, а также В.В. Володиным, Т.Л. Воложинской, Ю.С. Карабасовым, В.В. Рязанским в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству повторно рассмотрен проект федерального закона N 153207-5 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Балыхиным, К.И. Косачевым, Г.К. Сафаралиевым, а также В.В. Володиным, Т.Л. Воложинской, Ю.С. Карабасовым, В.В. Рязанским в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Согласно данному законопроекту предлагается изменить закрепленное в подпункте 7 пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, обучающиеся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования, имеют право осуществлять трудовую деятельность в нашей стране без получения необходимого для этих целей разрешения на работу в случае, если они работают в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых обучаются.
Вместо указанного положения законопроектом предусматривается закрепить норму, в соответствии с которой все иностранные граждане и лица без гражданства, обучающиеся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования, будут иметь право осуществлять трудовую деятельность в России без получения разрешения на работу во всех случаях.
Авторы рассматриваемого законопроекта обосновывают предлагаемую ими законодательную новацию необходимостью изменения сложившейся негативной практики, при которой иностранные студенты не могут совмещать учебу и работу в качестве учебно-вспомогательного персонала без ущерба для первой и целями устранения теневого рынка занятости иностранных студентов в различных секторах экономики.
Представленный проект федерального закона несколько раз рассматривался Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству, и по результатам итогового - на тот момент - рассмотрения, состоявшегося "13" ноября 2009 года, был рекомендован к принятию в 1-ом чтении.
Однако, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству учитывает не только положительные оценки представленной законодательной инициативы, но также и высказанные в отношении нее отрицательные мнения (в том числе и со стороны отдельных компетентных государственных органов).
Так, по прошествии определенного времени после состоявшегося рассмотрения названного законопроекта Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству, в Государственную Думу поступил Официальный отзыв Правительства Российской Федерации (от "9" июня 2009 г. N 2573п-П44), согласно которому данный законопроект не поддерживается, и где высказаны достаточно серьезные мотивы для такого отрицательного отношения.
Поэтому, с учетом ранее состоявшихся обсуждений различных вопросов, связанных с представленным проектом федерального закона, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству посчитал целесообразным осуществить его очередное (повторное) рассмотрение и его повторную оценку, - равно как и новое обсуждение всей тематики, касающейся возможных льготных условий допуска к осуществлению трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования нашей страны.
Например, - не умаляя очевидных достоинств цели и содержательной направленности рассматриваемой законодательной инициативы, - Комитет считает необходимым указать также на необходимость дополнительной нормативной проработки отдельных связанных с ней вопросов.
Также как и в процессе предшествующих обсуждений рассматриваемого проекта федерального закона, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству в очередной раз отмечает, что в целом представленный проект федерального закона не содержит противоречий с Конституцией Российской Федерации и не имеет расхождений с федеральным законодательством.
При этом, - даже с учетом высказанных в отношении представленного законопроекта отрицательных оценок, - по мнению Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, концепция рассматриваемой законодательной инициативы должна быть признана достаточно обоснованной, а сам данный законопроект может быть рекомендован к принятию Государственной Думой в 1-ом чтении.
В данной связи Комитет обращает внимание на то, что определенные возможности для совмещения основной - образовательной - деятельности находящихся в Российской Федерации иностранных студентов и учащихся с допускаемой для них дополнительной - трудовой - деятельностью (причем без получения разрешения на работу) уже предусмотрены действующими редакциями подпунктов 6 и 7 пункта 4 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Как известно, согласно указанным нормам иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Российской Федерации и обучающиеся в образовательных учреждениях профессионального образования нашей страны, имеют право осуществлять трудовую деятельность без получения разрешений на работу в тех случаях, когда они выполняют работы или оказывают услуги в течение каникул либо если они работают в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых обучаются.
Однако целесообразность привлечения в Российскую Федерацию большего, чем сейчас, числа иностранных учащихся и студентов, - (что продиктовано политическими, макроэкономическими и иными серьезными факторами перспективного характера), - вызывает также потребность в создании надлежащих условий для общего улучшения материального положения иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования России, а в сегодняшних условиях, очевидно, диктует необходимость введения для указанной категории иностранных граждан и лиц без гражданства дополнительных преференций, обеспечивающих возможность их свободного и беспрепятственного участия в трудовой деятельности на территории нашей страны во всех случаях.
Вместе с тем, возможное законодательное установление льготных условий допуска иностранных учащихся и студентов к трудовой деятельности в Российской Федерации объективно вызывает необходимость учреждения и осуществления дополнительных форм и механизмов контроля за соответствием заявленных - учебных - целей въезда в нашу страну таких иностранных граждан и лиц без гражданства, а также за текущим проведением ими как учебно-образовательной, так и трудовой деятельности в России.
И хотя представленный законопроект (в его рассматриваемом варианте 1-ого чтения) данные вопросы в законодательном аспекте не решает, - однако в случае его принятия в 1-ом чтении и на этапе подготовки ко 2-ому чтению, по мнению Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, соответствующие нормативные компоненты должны быть в него введены и надлежащим образом регламентированы.
Кроме того, Комитет полагает, что на этапе 2-ого чтения рассматриваемого законопроекта следует устранить возникающее дублирование нормы подпункта 6 пункта 4 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" некоторым содержательным моментам будущей редакции изменяемого подпункта 7 этого же пункта и этой же статьи названного Федерального закона, (поскольку очевидно, что содержание предлагаемой законодательной новации о возможности трудоустройства и последующего осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации без получения разрешений на работу для иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в нашей стране в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время, перекрывает содержание сохраняющейся нормы подпункта 6 пункта 4 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" о возможности допуска к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных учащихся и студентов, выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул).
С учетом изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству подтверждает свои предыдущие положительные решения о представленной законодательной инициативе, (вынесенные на заседаниях Комитета "9" апреля 2009 года и "13" ноября 2009 года), и рекомендует Государственной Думе принять в 1-ом чтении проект федерального закона N 153207-5 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Балыхиным, К.И. Косачевым, Г.К. Сафаралиевым, а также В.В. Володиным, Т.Л. Воложинской, Ю.С. Карабасовым, В.В. Рязанским в период исполнения ими полномочий депутатов Государственной Думы.
Настоящее Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству "10" января 2012 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.