Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по конституционному законодательству и государственному строительству
на проект федерального закона N 153207-5 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Балыхиным, В.В. Володиным, Ю.С. Карабасовым, К.И. Косачевым, В.В. Рязанским, Г.К. Сафаралиевым, Т.Л. Воложинской.
Досье на проект федерального закона
Комитетом Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству повторно рассмотрен проект федерального закона N 153207-5 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Балыхиным, В.В. Володиным, Ю.С. Карабасовым, К.И. Косачевым, В.В. Рязанским, Г.К. Сафаралиевым, Т.Л. Воложинской.
Согласно данному законопроекту предлагается изменить закрепленное в подпункте 7 пункта 4 статьи 13 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" правило, согласно которому иностранные граждане и лица без гражданства, обучающиеся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования, имеют право осуществлять трудовую деятельность в нашей стране без получения необходимого для этих целей разрешения на работу в случае, если они работают в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых обучаются.
Вместо указанного положения законопроектом предусматривается закрепить норму, в соответствии с которой все иностранные граждане и лица без гражданства, обучающиеся в Российской Федерации в образовательных учреждениях профессионального образования, будут иметь право осуществлять трудовую деятельность в России без получения разрешения на работу во всех случаях.
Авторы рассматриваемого законопроекта обосновывают предлагаемую ими законодательную новацию необходимостью изменения сложившейся негативной практики, при которой иностранные студенты не могут совмещать учебу и работу в качестве учебно-вспомогательного персонала без ущерба для первой и целями устранения теневого рынка занятости иностранных студентов в различных секторах экономики.
Представленный проект федерального закона несколько раз рассматривался Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству, и по результатам итогового - на тот момент - рассмотрения, состоявшегося "9" апреля 2009 года, был рекомендован к принятию в 1-ом чтении.
Однако, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству учитывает не только положительные оценки представленной законодательной инициативы, но также и высказанные в отношении нее отрицательные мнения (в том числе и со стороны отдельных компетентных государственных органов).
Так, по прошествии определенного времени после состоявшегося рассмотрения названного законопроекта Комитетом по конституционному законодательству и государственному строительству, в Государственную Думу поступил Официальный отзыв Правительства Российской Федерации (от "9" июня 2009 г. N 2573п-П44), согласно которому данный законопроект не поддерживается, и где высказаны достаточно серьезные мотивы для такого отрицательного отношения.
Поэтому, с учетом ранее состоявшихся обсуждений различных вопросов, связанных с представленным проектом федерального закона, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству посчитал целесообразным осуществить его очередное (повторное) рассмотрение и его повторную оценку, - равно как и новое обсуждение всей тематики, касающейся возможных льготных условий допуска к осуществлению трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в учреждениях среднего и высшего профессионального образования нашей страны.
Например, - не умаляя очевидных достоинств цели и содержательной направленности рассматриваемой законодательной инициативы, - Комитет считает необходимым указать также на необходимость дополнительной нормативной проработки отдельных связанных с ней вопросов.
Также как и в процессе предшествующих обсуждений рассматриваемого проекта федерального закона, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству в очередной раз отмечает, что в целом представленный проект федерального закона не содержит противоречий с Конституцией Российской Федерации и не имеет расхождений с федеральным законодательством.
При этом, - даже с учетом высказанных в отношении представленного законопроекта отрицательных оценок, - по мнению Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, концепция рассматриваемой законодательной инициативы должна быть признана достаточно обоснованной, а сам данный законопроект может быть рекомендован к принятию Государственной Думой в 1-ом чтении.
В данной связи Комитет обращает внимание на то, что определенные возможности для совмещения основной - образовательной - деятельности находящихся в Российской Федерации иностранных студентов и учащихся с допускаемой для них дополнительной - трудовой - деятельностью (причем без получения разрешения на работу) уже предусмотрены действующими редакциями подпунктов 6 и 7 пункта 4 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации". Как известно, согласно указанным нормам иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Российской Федерации и обучающиеся в образовательных учреждениях профессионального образования нашей страны, имеют право осуществлять трудовую деятельность без получения разрешений на работу в тех случаях, когда они выполняют работы или оказывают услуги в течение каникул либо если они работают в свободное от учебы время в качестве учебно-вспомогательного персонала в тех образовательных учреждениях, в которых обучаются.
Однако целесообразность привлечения в Российскую Федерацию большего, чем сейчас, числа иностранных учащихся и студентов, - (что продиктовано политическими, макроэкономическими и иными серьезными факторами перспективного характера), - вызывает также потребность в создании надлежащих условий для общего улучшения материального положения иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в образовательных учреждениях профессионального образования России, а в сегодняшних условиях, очевидно, диктует необходимость введения для указанной категории иностранных граждан и лиц без гражданства дополнительных преференций, обеспечивающих возможность их свободного и беспрепятственного участия в трудовой деятельности на территории нашей страны во всех случаях.
Вместе с тем, возможное законодательное установление льготных условий допуска иностранных учащихся и студентов к трудовой деятельности в Российской Федерации объективно вызывает необходимость учреждения и осуществления дополнительных форм и механизмов контроля за соответствием заявленных - учебных - целей въезда в нашу страну таких иностранных граждан и лиц без гражданства, а также за текущим проведением ими как учебно-образовательной, так и трудовой деятельности в России.
И хотя представленный законопроект (в его рассматриваемом варианте 1-ого чтения) данные вопросы в законодательном аспекте не решает, - однако в случае его принятия в 1-ом чтении и на этапе подготовки ко 2-ому чтению, по мнению Комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, соответствующие нормативные компоненты должны быть в него введены и надлежащим образом регламентированы.
Кроме того, Комитет полагает, что на этапе 2-ого чтения рассматриваемого законопроекта следует устранить возникающее дублирование нормы подпункта 6 пункта 4 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" некоторым содержательным моментам будущей редакции изменяемого подпункта 7 этого же пункта и этой же статьи названного Федерального закона, (поскольку очевидно, что содержание предлагаемой законодательной новации о возможности трудоустройства и последующего осуществления трудовой деятельности в Российской Федерации без получения разрешений на работу для иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в нашей стране в образовательных учреждениях профессионального образования и работающих в свободное от учебы время, перекрывает содержание сохраняющейся нормы подпункта 6 пункта 4 статьи 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" о возможности допуска к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных учащихся и студентов, выполняющих работы (оказывающих услуги) в течение каникул).
С учетом изложенного, Комитет по конституционному законодательству и государственному строительству подтверждает свое предыдущее положительное решение о представленной законодательной инициативе, (вынесенное на заседании Комитета "9" апреля 2009 года), и рекомендует Государственной Думе принять в 1-ом чтении проект федерального закона N 153207-5 "О внесении изменений в статью 13 Федерального закона "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы Г.А. Балыхиным, В.В. Володиным, Ю.С. Карабасовым, К.И. Косачевым, В.В. Рязанским, Г.К. Сафаралиевым, Т.Л. Воложинской.
Настоящее Заключение утверждено на заседании Комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и государственному строительству "13" ноября 2009 года.
Председатель Комитета |
В.Н. Плигин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.