Официальный отзыв Аппарата Правительства РФ
на проект федерального закона N 598619-5 "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", внесенный депутатом Государственной Думы М.Л. Шаккумом
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Проект федерального закона направлен на установление возможности осуществлять на территории Российской Федерации строительство на основании проектной документации, которая разработана и утверждена в иностранных государствах, включенных в соответствующий перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации (далее - зарубежная проектная документации повторного применения).
Законопроектом предлагается уполномочить соответствующий федеральный орган исполнительной власти на утверждение отдельного перечня сейсмических и климатических нагрузок и воздействий, которым должны соответствовать сейсмические и климатические нагрузки и воздействия, на устойчивость к действиям которых рассчитан объект, в отношении которого подготовлена зарубежная проектная документация повторного применения. Данное положение законопроекта не представляется достаточно обоснованным.
Кроме того, требует уточнения понятие "сейсмические и климатические нагрузки и воздействия", так как термин "климатические нагрузки" не применяется градостроительным законодательством Российской Федерации, а действующие СНиП используют только понятие "температурные климатические воздействия".
Следует отметить, что законопроект не предусматривает каких-либо механизмов противодействия фальсификации сведений, приводимых в декларации о соответствии зарубежной проектной документации объекта капитального строительства условиям применения на территории Российской Федерации. Так, в случае указания проектировщиком требований безопасности иностранного государства, которые в действительности не соответствуют законодательству соответствующего государства, лишь незначительное число экспертов будет способно выявить данное несоответствие.
При этом согласно предлагаемой редакции части 1 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при эксплуатации объекта, построенного на основании зарубежной проектной документации повторного применения, требования безопасности Российской Федерации не применяются, а надзор осуществляется лишь на предмет соответствия указанным в декларации требованиям безопасности иностранного государства.
Учитывая изложенное, представляется необходимым закрепить в законопроекте механизм ответственности проектировщика и застройщика, а также рассмотреть вопрос об утверждении перечня объектов, которые могут быть построены на основании зарубежной проектной документации повторного применения.
Согласно части 7.1 статьи 51 Кодекса (в редакции законопроекта) к заявлению о выдаче разрешения на строительство застройщик прилагает помимо разработанных проектировщиком схемы планировочной организации земельного участка и декларации пояснительную записку, схемы, отображающие архитектурные решения, проект организации строительства объекта капитального строительства (ПОС), перевод на русский язык материалов, содержащихся в зарубежной проектной документации.
Исходя из предлагаемой редакции части 15.4 статьи 48 Кодекса в функции проектировщика не входит разработка ПОС, пояснительной записки и схем, отображающих архитектурные решения.
В связи с изложенным представляется необходимым уточнить, кем должны быть подготовлены эти документы.
Подпунктом "д" пункта 3 статьи 1 законопроекта предлагается внести изменение в часть 18 статьи 51 Кодекса, установив, что в случае, предусмотренном частью 7.1 статьи 51 Кодекса (в редакции законопроекта), застройщик в течение десяти дней со дня получения разрешения на строительство обязан безвозмездно передать в орган, выдавший разрешение на строительство, один экземпляр перевода на русский язык материалов, содержащихся в зарубежной проектной документации повторного применения, о мероприятиях по охране окружающей среды, по обеспечению пожарной безопасности, по обеспечению доступа инвалидов к объектам здравоохранения, образования, культуры, отдыха, спорта и иным объектам социально-культурного и коммунально-бытового назначения, объектам транспорта, торговли, общественного питания, делового, административного, финансового и религиозного назначения, объектам жилищного фонда, а также один экземпляр копии схемы планировочной организации земельного участка.
Вместе с тем указанные позиции могут отсутствовать в зарубежной проектной документации повторного применения, поскольку она разрабатывается на основании иностранного законодательства, которое может не содержать данных требований, соответственно это может повлечь за собой невыполнимость рассматриваемого требования, установленного законопроектом. Аналогичное замечание относится к подпункту "а" пункта 7 статьи 1 законопроекта, предусматривающему внесение вышеуказанного изменения в пункт 3 части 5 статьи 56 Кодекса.
Законопроектом предусматривается возложение ответственности за причинение вреда на застройщика независимо от наличия вины даже в том случае, если им выполнены все установленные законодательством требования к строительству и эксплуатации и соблюдены все необходимые процедуры государственной экспертизы, что представляется необоснованным.
Более того, предлагаемое законопроектом признание причинения вреда нарушением "соответствующего законодательства Российской Федерации" не позволяет определить, за нарушение каких именно правовых норм и в какой именно форме будет нести ответственность застройщик (например, за нарушение различных требований пожарной безопасности Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает различную ответственность).
Также следует отметить, что применение зарубежной проектной документации повторного применения должно предполагать ответственность не только застройщика, но и проектировщика (в случае подготовки проектной документации на основании договора).
По законопроекту имеются замечания юридико-технического и редакционного характера.
На основании вышеизложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии его доработки ко второму чтению.
Заместитель Председателя |
В. Володин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.