Заключение
Комитета Государственной Думы по вопросам местного самоуправления на проект федерального закона N 599614-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением нового вида государственной социальной помощи для пенсионеров" (об установлении федеральных и региональных социальных субсидий пенсионерам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг), внесенный депутатами Государственной Думы В.П. Таскаевым, М.С. Рохмистровым
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления рассмотрел проект федерального закона N 599614-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с установлением нового вида государственной социальной помощи для пенсионеров" (далее - законопроект), внесенный депутатами Государственной Думы В.П. Таскаевым, М.С. Рохмистровым, и отмечает следующее.
Законопроектом предлагается внести изменения в Федеральный закон от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ) и другие законодательные акты Российской Федерации, предусматривающие установление нового вида государственной социальной помощи - федеральной и региональной социальных субсидий пенсионерам на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Согласно законопроекту данные федеральные субсидии должны компенсировать за счет средств федерального бюджета 50 процентов расходов пенсионеров на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. Законопроектом предусматривается, что право на такие федеральные социальные субсидии имеют пенсионеры, получившие право на федеральную социальную доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом N 178-ФЗ. При этом к ним предлагается отнести пенсионеров - пользователей жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов, нанимателей по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда, членов жилищных кооперативов, собственников жилых помещений.
В соответствии с законопроектом региональная социальная субсидия пенсионера на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которая будет предоставляться пенсионеру, получающему федеральную социальную субсидию пенсионера на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, определяется в качестве денежной суммы, целевым назначением которой является компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в размере, установленном законом субъекта Российской Федерации.
Вместе с тем предоставление социальных субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг только тем малоимущим гражданам, которые являются пенсионерами, ставит данную категорию лиц в преимущественное положение по сравнению с иными получателями государственной социальной помощи. Полагаем, что необходимость предоставления названных социальных субсидий не может быть обоснована только наличием у малоимущих граждан статуса пенсионера. Она должна определяться нуждаемостью гражданина.
К целям оказания государственной социальной помощи, установленным в статье 3 Федерального закона N 178-ФЗ, относятся поддержание уровня жизни малоимущих семей, а также малоимущих одиноко проживающих граждан, среднедушевой доход которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации, усиление адресности социальной поддержки нуждающихся граждан. Предоставление указанных субсидий только пенсионерам, на предусмотренных в законопроекте условиях, не в полной мере соответствует указанным целям оказания государственной социальной помощи.
Необходимо также учитывать, что нормы Федерального закона N 178-ФЗ и Жилищного кодекса Российской Федерации регулируют различные общественные отношения. Они различаются по предмету правового регулирования и кругу лиц, на которых распространяется их действие. Так, Федеральный закон N 178-ФЗ устанавливает правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан, предусмотренным данным Федеральным законом.
В настоящее время порядок предоставления субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг регулируется нормами Жилищного кодекса Российской Федерации (статья 159). В соответствии с частью 1 статьи 159 Жилищного кодекса Российской Федерации субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются гражданам в случае, если их расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, рассчитанные исходя из размера регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, используемой для расчета субсидий, и размера регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, устанавливаемого по правилам части 6 данной статьи, превышают величину, соответствующую максимально допустимой.
В связи с этим полагаем, что исключение пенсионеров только в силу их статуса из числа граждан, которым должны предоставляться субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с нормами Жилищного кодекса Российской Федерации и установление особого порядка предоставления таких субсидий пенсионерам в нормах Федерального закона N 178-ФЗ, концептуально необоснованно.
Кроме того, следует отметить, что финансово-экономическое обоснование к законопроекту содержит только методику определения объема предполагаемых расходов федерального бюджета на реализацию законопроекта. В то же время существенным недостатком этого финансово-экономического обоснования является то, что в нем не указывается размер средств, который необходимо будет выделить из федерального бюджета на данные цели, в случае принятия законопроекта.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по вопросам местного самоуправления не считает возможным поддержать законопроект и рекомендует Государственной Думе отклонить его при рассмотрении в первом чтении.
Первый заместитель |
В.Б. Кидяев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.