Заключение
Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству на проект федерального закона N 599809-5 "О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации"
(в части обеспечения судебной защиты прав членов экипажей российских морских судов по выплате заработной платы и иных сумм), внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Проект Федерального закона N 599809-5 "О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (в части обеспечения судебной защиты прав членов экипажей российских морских судов по выплате заработной платы и иных сумм), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), предусматривает изменение части 8 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК), в соответствии с которым члены экипажа судна смогут обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных столкновением судов, взыскании заработной платы и других сумм, причитающихся членам экипажа судна за работу на борту судна, расходов на репатриацию и взносов на социальное страхование, а также взыскании вознаграждения за оказание помощи и спасание на море по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна.
Законопроект, как следует из пояснительной записки, направлен на повышение эффективности судебной защиты прав членов экипажей российских морских судов по выплате заработной платы и других причитающихся сумм за работу на борту судна.
20 октября 2003 г. Пленум Верховного Суда Российской Федерации принял Постановление N 18 "О подсудности дел, вытекающих из морских требований". Особенностью Постановления является то, что его положения основаны не только на внутреннем законодательстве, но и на нормах международного права, в частности на Международной конвенции об унификации некоторых правил, касающихся ареста морских судов, от 10 мая 1952 г., к которой присоединилась Российская Федерация (Федеральный закон от 6 января 1999 г. N 13-ФЗ). В Постановлении даются разъяснения по делам с участием членов экипажей иностранных морских судов, вытекающим из морских требований. Но, необходимо отметить, что в Постановлении приведен неполный перечень требований, а лишь некоторые из них. Вместе с тем перечень морских требований значительно шире. В более развернутом виде этот перечень приведен в пункте 1 статьи 1 Конвенции, которая перечисляет обстоятельства, при которых может быть предъявлено морское требование. В частности, к таковым относятся: случаи причинения убытков судном при столкновении или иным образом; случаи причинения вреда жизни или здоровью лица судном или в связи с его эксплуатацией; спасения; договора об использовании или найме судна на условиях чартера или иным образом; договора перевозки груза на судне на условиях чартера или иным образом; утраты или повреждения перевозимого на судне груза, включая багаж; общей аварии; бодмереи; буксировки; лоцманской проводки; снабжения судна грузом или материалами в целях его эксплуатации или поддержания; постройки, ремонта, оборудования судна или уплаты доковых расходов и сборов; заработной платы, причитающейся капитану, лицам командного состава или другим членам экипажа; произведенных капитаном от имени судна или его собственника дисбурсментских расходов, включая дисбурсментские расходы, произведенные отправителями груза, фрахтователями или агентами; споров о праве собственности на судно; споров между собственниками о праве собственности на судно, владении или пользовании им или распределении прибыли; ипотеки судна.
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Дату названного Постановления N 18 следует читать как "20 ноября 2003 г."
Вместе с тем в Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации этот перечень еще шире, чем в указанной Конвенции (ст. 389).
Итак, не вполне ясна причина, по которой в изменения, предлагаемые Правительством Российской Федерации, не включены категории дел из иных морских требований, например, требований, связанных с причинением вреда жизни или здоровью гражданина на суше либо на воде в прямой связи с эксплуатацией судна, расходами на принятие любым лицом мер по предотвращению или уменьшению ущерба, в том числе ущерба окружающей среде, если такое требование возникает из международного договора Российской Федерации, закона или любого соглашения, а также ущербом, который причинен или может быть причинен такими мерами и др. Таким образом, перечень обстоятельств, приводимый в Конвенции, Кодексе торгового мореплавания Российской Федерации, Постановлении Пленума Верховного Суда, значительно шире перечня, предлагаемого Правительством, что по мнению Комитета необоснованно. Так члены экипажей российских морских судов, в отличие от членов экипажей иностранных судов, будут лишены возможности обратиться в суд с исками с иными, не указанными в проекте федерального закона, морскими требованиями по месту нахождения судна ответчика или порта приписки судна.
С учетом отмеченных замечаний Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству поддерживает концепцию проекта федерального закона N 599809-5 "О внесении изменения в статью 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации" (в части обеспечения судебной защиты прав членов экипажей российских морских судов по выплате заработной платы и иных сумм), внесенного в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.