Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии на проект федерального закона N 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами" (далее - законопроект) и отмечает следующее.
Законопроект предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 24 июня 1998 года N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), а также ряд законодательных актов Российской Федерации, направленных на создание экономических стимулов по вовлечению отходов в хозяйственный оборот в качестве вторичных материальных ресурсов.
Комитет отмечает актуальность и своевременность поставленной законопроектом цели, при этом считает необходимым отметить следующее.
Законопроектом предлагается уточнить отдельные полномочия субъектов Российской Федерации, а также дополнить новыми (пункты 1 и 2 статьи 1). В частности, предлагается предоставить субъектам Российской Федерации право принимать нормативные правовые акты по вопросам обращения, возврата и оплаты залоговой цены тары, представленной стеклянными, полиэтиленовыми бутылками и банками и пригодной для многоразового использования.
Следует при этом учитывать, что в статье 517 Гражданского кодекса Российской Федерации используется понятие "многооборотная тара и средства пакетирования". В техническом регламенте Таможенного союза "О безопасности упаковки (ТР ТС 005/2011), утвержденном решением Комиссии Таможенного союза N 769 от 16 августа 2011 года, термин "тара" отсутствует, а дается определение термина "упаковка". В этой связи считаем необходимым уточнить в законопроекте терминологию в этой части. Вместе с этим, необходимо также уточнить виды тары, к которым может быть применим принцип многооборотности указанные в законопроекте. Например, вызывает сомнение, что полиэтиленовые бутылки пригодны для многоразового использования.
Законопроектом предлагается наделить субъекты Российской Федерации полномочием по включению в региональные программы в области обращения с отходами баланса образования, использования, обезвреживания и размещения отходов. Обращаем внимание на то, что понятие "баланс образования, использования, обезвреживания и размещения отходов" в законодательстве Российской Федерации не содержится.
К тому же в целях получения объективной информации об отходах, в том числе для составления указанного баланса, представляется необходимым дополнить часть 3 статьи 20 Закона об отходах положением, в соответствии с которым данные об отходах предоставляются также юридическими лицами и индивидуальными предпринимателей, в результате деятельности которых отходы образуются.
Как следует из наименования законопроекта его целью является экономическое стимулирование деятельности в сфере обращения с отходами, в то же время, по мнению Комитета, в законопроекте такие меры прописаны недостаточно. К таким мерам можно отнести лишь освобождение хозяйствующих субъектов от платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении ими отходов в объектах размещения отходов, обеспечивающих исключение негативного воздействия на окружающую среду. При этом данная мера не в полной мере соответствует цели законопроекта, так как стимулирует захоронение на объектах размещения отходов, а не вовлечение отходов в хозяйственный оборот.
Обращаем внимание на необходимость согласования норм законопроекта с нормами законопроекта N 584587-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий", внесенным Правительством Российской Федерации в части использования понятия "плата за размещение отходов".
С учетом изложенного, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 584399-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об отходах производства и потребления" и другие законодательные акты Российской Федерации в части экономического стимулирования деятельности в области обращения с отходами", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении с учетом доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Е.А. Туголуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.