Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по природным ресурсам, природопользованию и экологии на проект федерального закона N 584587-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий", внесенный Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рассмотрел проект федерального закона N 584587-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий" (далее - законопроект), внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
В законопроекте обоснованно предлагается применять меры государственного регулирования пропорционально оказываемому уровню негативного воздействия на окружающую среду объектами хозяйственной и иной деятельности. В связи с этим предусматривается дифференциация объектов хозяйственной и иной деятельности по трем категориям: экологически опасные объекты, объекты, оказывающие умеренное воздействие и объекты, оказывающие незначительное воздействие на окружающую среду (пункт 21 статьи 8 законопроекта).
Законопроект закрепляет основы технологического нормирования, построенные на началах наилучших доступных технологий. Переход на новую систему нормирования призван обеспечить снижение негативного воздействия на окружающую среду до уровней, которые соответствуют технологическим показателям наилучших доступных технологий.
Данные изменения системы нормирования соответствуют передовому западному опыту и направлены на существенное улучшение состояния окружающей среды.
В целях стимулирования снижения негативного воздействия на окружающую среду, а также для внедрения наилучших доступных технологий предусматривается введение мер экономического стимулирования (льгот по плате за негативное воздействие для стимулирования снижения загрязнения окружающей среды; инвестиционных налоговых кредитов с полным возмещением затрат на уплату процентов; уменьшения налогооблагаемой базы за счет отнесения расходов на содержание и эксплуатацию оборудования к материальным расходам, которые не облагаются налогом на прибыль и др.).
Предлагаемые в законопроекте изменения представляются актуальными и обоснованными. В этой связи Комитет поддерживает концепцию законопроекта.
В то же время Комитет обращает внимание на следующее.
Законопроектом предусматривается отнесение к объектам государственной экологической экспертизы федерального уровня проектной документации не только на строительство, реконструкцию, но и на капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды к экологически опасным объектам.
Однако представляется недостаточно обоснованным и не учитывающим современные тенденции развития градостроительного законодательства Российской Федерации требование о проведении государственной экологической экспертизы федерального уровня по проектной документации на капитальный ремонт объектов капитального строительства. Так, в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года N 243-ФЗ "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" из объектов государственной экспертизы проектной документации исключенная проектная документация на капитальный ремонт объектов капитального строительства.
Одновременно, отметим, что в соответствии с частью 7.1. статьи 11 Федерального закона от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" в число объектов государственной экологической экспертизы федерального уровня входит проектная документация только по строительству и реконструкции объектов на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения.
Как было отмечено выше, законопроектом предусматривается дифференциация объектов хозяйственной и иной деятельности на экологически опасные объекты, объекты, оказывающие умеренное воздействие и объекты, оказывающие незначительное воздействие на окружающую среду.
Обращаем внимание, что в законодательстве Российской Федерации используются понятия, схожие по наименованию с понятием "экологически опасный объект", но имеющие иное содержание. Так, в статье 18 Федерального закона от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал" используется понятие "экологически опасный хозяйственный объект", в статье 12 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" применяется понятие "опасный в экологическом отношении объект" и др.
К законопроекту также имеются юридико-технические замечания.
На основании изложенного, Комитет Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии рекомендует Государственной Думе принять проект федерального закона N 584587-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий", внесенный Правительством Российской Федерации, в первом чтении при условии его доработки ко второму чтению.
Председатель Комитета |
Е.А. Туголуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.