Заключение
Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по строительству и земельным отношениям Пятого созыва по проекту федерального закона N 584587-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий" - внесен Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям рассмотрел проект федерального закона N 584587-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий", внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), и сообщает следующее.
Согласно пояснительной записке законопроект направлен на совершенствование системы нормирования воздействия на окружающую среду.
Целями законопроекта являются формирование новой системы нормирования воздействия на окружающую среду, предусматривающей установление оптимального соотношения мер государственного регулирования при осуществлении хозяйственной и иной деятельности и позволяющей снизить негативные воздействия до уровней, соответствующих наилучшим экологически безопасным мировым технологиям, а также введение методов экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, осуществляющих мероприятия по снижению негативного воздействия и применяющих наилучшие технологии.
Комитет поддерживает необходимость совершенствования системы нормирования воздействия на окружающую среду, вместе с тем к законопроекту имеется ряд существенных замечаний.
Так, статьей 1 законопроекта предлагается внести изменения в Федеральный закон от 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" и ввести государственную экологическую экспертизу проектной документации на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации в области охраны окружающей среды к экологически опасным объектам. Кроме того, предлагается ввести государственный экологический контроль при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте таких объектов.
При этом законопроект не определяет, какие объекты относятся к экологически опасным объектам, а предусматривает только, что критерии объектов хозяйственной и иной деятельности, относящихся к категории экологически опасных, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Таким образом, из законопроекта нельзя определить круг объектов капитального строительства, проектная документация которых будет подлежать государственной экологической экспертизе.
Следует отметить, что в соответствии с частью 6 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - Кодекс) не допускается проведение иных государственных экспертиз проектной документации, за исключением государственной экспертизы проектной документации, предусмотренной указанной статьей. Согласно части 7 статьи 54 Кодекса не допускается осуществление иных видов государственного надзора при строительстве, реконструкции объектов капитального строительства, кроме государственного строительного надзора, предусмотренного Кодексом.
Из этого правила предусмотрены исключения в части государственной экологической экспертизы проектной документации и государственного экологического надзора только в отношении объектов, строительство, реконструкция которых осуществляются в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - V класса опасности, искусственных земельных участков на водных объектах. Необходимость такого исключения обусловлена уникальными природными характеристиками территорий, на которых планируется строительство, реконструкция, и очевидным загрязнением окружающей среды при размещении отходов.
Дальнейшее расширение круга объектов капитального строительства, подлежащих государственной экологической экспертизе и государственному экологическому контролю (надзору) противоречит принципам "единой государственной экспертизы проектной документации объектов капитального строительства" и "единого государственной строительного надзора", закрепленным в Градостроительном кодексе Российской Федерации и представляется необоснованным.
Согласно части 5 статьи 49 Кодекса предметом государственной экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в том числе санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий.
Таким образом, в настоящее время в рамках государственной экспертизы проектной документации уже осуществляется в обязательном порядке проверка соответствия проектной документации всем экологическим требованиям. Одним из обязательных разделов проектной документации является перечень мероприятий по охране окружающей среды (пункт 8 части 12 статьи 48 Кодекса). Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" указанный раздел включается в себя, в частности, результаты оценки воздействия объекта капитального строительства на окружающую среду.
Вместе с тем подпунктом "б" пункта 2 статьи 8 законопроекта предлагается исключить необходимость проверки соответствия проектной документации экологическим требованиям в случаях, если проектная документация относится к объектам государственной экологической экспертизы. Предлагается также предусмотреть, что такая проектная документация утверждается только при наличии положительных заключений государственной экспертизы проектной документации и государственной экологической экспертизы.
С указанным предложениями также нельзя согласиться, поскольку это приведет к созданию новых административных барьеров, затягиванию сроков утверждения проектной документации и, следовательно, сроков строительства объектов.
Кроме того, следует отметить, что расширение перечня объектов государственной экологической экспертизы непосредственно не связано с целями законопроекта - совершенствованием нормирования в области охраны окружающей среды и стимулированием хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий.
Учитывая вышеизложенное, Комитет считает необходимым исключить указанные положения из законопроекта.
Требуют уточнения нормы, связанные с получением комплексного разрешения на негативное воздействие на окружающую среду и проведением государственной экологической экспертизы материалов обоснования такого разрешения.
Так, из законопроекта не понятно, когда необходимо получать указанное разрешение: до ввода объекта в эксплуатацию или в процессе эксплуатации объекта. Кроме того, представляется нецелесообразным проведение двух государственных экологических экспертиз - в отношении проектной документации экологически опасного объекта и в отношении материалов обоснования комплексного разрешения на негативное воздействие на окружающую среду при осуществлении деятельности на таком объекте.
Законопроектом также предлагается дополнить Федеральный закон от 10 января 2002 года N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" понятием "объект, оказывающий негативное воздействие на окружающую среду" (подпункт "д" пункта 1 статьи 7 законопроекта). При этом из предлагаемого законопроектом определения данного понятия следует, что к таким объектам относятся любые объекты капитального строительства, на которых производится продукция (товары), выполняются работы, оказываются услуги. При таком подходе к объектам, оказывающим негативное воздействие на окружающую среду относятся практически любые здания и сооружения: магазин, школа и т.д., что представляется недостаточно обоснованным, тем более учитывая, что все такие объекты будут подлежать государственному учету (п. 20 ст. 7, п. 3 ст. 9 законопроекта).
Учитывая вышеизложенное, Комитет Государственной Думы по строительству и земельным отношениям поддерживает проект федерального закона N 584587-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования нормирования в области охраны окружающей среды и введения мер экономического стимулирования хозяйствующих субъектов для внедрения наилучших технологий" при условии его доработки ко второму чтению с учетом указанных замечаний.
Председатель комитета |
М.Л. Шаккум |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.