Официальный отзыв Правительства РФ
на проект федерального закона N 604029-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования государственной регистрации актов гражданского состояния", вносимый депутатами Государственной Думы Н.В. Герасимовой и К.Н. Новиковой
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен указанный проект федерального закона.
В связи с отсутствием в законопроекте вопросов, требующих заключения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 3 статьи 104 Конституции Российской Федерации, направляется официальный отзыв.
Законопроектом предлагается внести в Семейный кодекс Российской Федерации, Уголовный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. N 143-ФЗ "Об актах гражданского состояния" (далее - Федеральный закон) изменения, касающиеся порядка государственной регистрации актов гражданского состояния, а также полномочий федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции в сфере государственной регистрации актов гражданского состояния, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в компетенцию которых входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния, консульских учреждений Российской Федерации и органов записи актов гражданского состояния (далее - органы ЗАГС).
Предлагаемые законопроектом изменения направлены на совершенствование порядка государственной регистрации актов гражданского состояния и создание условий для более полной реализации законных прав и интересов граждан в указанной сфере.
Вместе с тем по законопроекту имеются отдельные замечания.
В соответствии с законопроектом (пункт 1 статьи 1, подпункт "б" пункта 10 и пункт 11 статьи 3) расторжение брака в органах ЗАГС будет производиться по истечении месяца, но не позднее шести месяцев со дня подачи заявления о расторжении брака. Как следует из пояснительной записки, указанные изменения предусмотрены в целях решения вопроса о регистрации расторжения брака в случае неявки супругов (одного из супругов) в день, назначенный для регистрации расторжения брака, а также освобождения граждан от необходимости подачи повторного заявления о расторжении брака, дополнительного срока ожидания и двойной оплаты государственной пошлины. Однако предлагаемая законопроектом формулировка позволяет изначально назначить дату государственной регистрации расторжения брака в пределах шестимесячного срока со дня подачи заявления о расторжении брака, увеличив время ожидания государственной регистрации расторжения брака независимо от желания супругов (одного из них). В этой связи указанные положения законопроекта требуют уточнения.
Пунктом 3 статьи 1 и пунктом 8 статьи 3 законопроекта предусматривается возможность выбора в качестве одного из вариантов фамилии супругов при заключении брака двойной фамилии, образованной соединением добрачных фамилий супругов. При этом следует учитывать, что такая формулировка предполагает совместное желание супругов носить общую фамилию и полностью исключает возможность установления двойной фамилии лишь для одного из супругов.
Правомерность предлагаемого авторами законопроекта расширения полномочий органов ЗАГС путем предоставления указанным органам права сообщать сведения об усыновлении по заявлению усыновленного либо по заявлению его законного представителя в случае смерти усыновителей (пункт 6 статьи 1 и пункт 12 статьи 3) вызывает сомнение.
Конституция Российской Федерации признает и гарантирует право граждан на личную и семейную тайну (часть 1 статьи 23). Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод признает и защищает право на уважение личной и семейной жизни (статья 8). Согласно пункту 1 статьи 139 Семейного кодекса Российской Федерации тайна усыновления охраняется законом.
Конкретные меры по реализации права гражданина на сохранение тайны усыновления закреплены в семейном, гражданском процессуальном, трудовом законодательстве. В целях обеспечения тайны усыновления закон предусматривает возможность изменения по просьбе усыновителя имени, отчества и фамилии усыновленного ребенка, записи усыновителей в качестве его родителей, а также возможность изменения даты и места рождения усыновленного ребенка (статьи 134 - 136 Семейного кодекса Российской Федерации).
Тайна усыновления позволяет создать условия воспитания усыновленного усыновителями, максимально приближенные к условиям воспитания родного ребенка его родителями. Несмотря на то, что в Конвенции ООН о правах ребенка закреплено право ребенка, насколько это возможно, знать своих родителей и право на их заботу (пункт 1 статьи 7), закон не устанавливает обязанность усыновителей раскрыть тайну усыновления и тем самым довести до сведения ребенка информацию его кровного происхождения, если она усыновителю известна, даже по достижении ребенком совершеннолетия. Неразглашение при жизни усыновителями тайны усыновления усыновленному свидетельствует о воле усыновителей сохранить эту тайну и нарушение воли после их смерти путем предоставления сведений усыновленному предоставляется недопустимым.
Предлагаемое изменение статьи 5 "Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния консульских учреждений Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" Федерального закона (пункт 2 статьи 3 законопроекта) требует одновременной корректировки статьи 25 "Консульские действия по государственной регистрации актов гражданского состояния" Федерального закона от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации".
По-видимому, в тексте предыдущего абзаца допущена опечатка. Вместо слов "статьи 5 "Полномочия на государственную регистрацию актов гражданского состояния консульских учреждений Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации" следует читать "статьи 6 "Государственная регистрация актов гражданского состояния"
Законопроектом (подпункт "б" пункта 4 статьи 3) предусматривается право граждан на получение повторного свидетельства (справки) о государственной регистрации акта гражданского состояния в случаях отсутствия возможности использования указанных документов. Однако указанное положение носит неопределенный характер, что не согласуется с неоднократно высказанной Конституционным Судом Российской Федерации правовой позицией, согласно которой неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание, создает противоречивую правоприменительную практику, ослабляет гарантии защиты конституционных прав и свобод граждан.
Кроме того, представляется целесообразным в перечне лиц, которым выдаются документы о государственной регистрации актов гражданского состояния (пункт 2 статьи 9 Федерального закона в редакции законопроекта), указать опекунов лиц, признанных недееспособными.
Пунктом 7 и подпунктом "а" пункта 10 статьи 3 законопроекта предусматривается, что подпись лица, находящегося под стражей или отбывающего наказание в местах лишения свободы, на заявлениях о заключении брака, расторжении брака или об установлении отцовства удостоверяется начальником соответствующего учреждения. Вместе с тем использование понятия "удостоверяется" не соответствует терминологии Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. N 4462-I и других нормативных правовых актов в сфере нотариата. Представляется, что речь должна идти не об удостоверении подписи лица, не имеющего возможности явиться в орган ЗАГС, а о свидетельствовании подлинности подписи такого лица на соответствующем заявлении начальником учреждения, в котором лицо находится под стражей или отбывает наказание в виде лишения свободы.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации поддерживает законопроект при условии учета высказанных замечаний до его рассмотрения в первом чтении.
Заместитель Председателя |
В. Володин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.