Официальный отзыв Аппарата Правительства РФ от 20 декабря 2011 г. N 6486п-П15
на проект федерального закона N 605786-5 "О внесении изменений в статью 19 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации", внесенный депутатами Государственной Думы А.С. Ивановым и О.А. Куликовым
Досье на проект федерального закона
В Правительстве Российской Федерации рассмотрен представленный проект федерального закона.
Законопроектом предлагается внести в статью 19 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Федеральный закон) и в статьи 211, 257 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) изменения, предусматривающие установление специальных процессуальных сроков для рассмотрения судом заявлений об оспаривании предложения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изменении места и (или) времени проведения публичного мероприятия (далее - заявления), а также установление специального порядка исполнения решений суда по делам данной категории.
Необходимость внесения соответствующих изменений обосновывается позицией Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 2 апреля 2009 г. N 484-О-П по жалобе граждан Лашманкина Александра Владимировича, Шадрина Дениса Петровича и Шимоволоса Сергея Михайловича на нарушение их конституционных прав положением части 5 статьи 5 Федерального закона "О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях" (далее - Определение).
В Определении указано, что с учетом характера проводимых мероприятий судебное рассмотрение заявлений должно быть осуществлено на основании действующего процессуального законодательства в максимально короткий срок, как это предусмотрено для рассмотрения споров в сфере избирательных прав, то есть до даты проведения планируемого публичного мероприятия.
Вместе с тем необходимо отметить, что предлагаемые законопроектом изменения не могут быть признаны обоснованными и достаточными для реализации позиции Конституционного Суда Российской Федерации.
Так, следует учитывать, что установление сроков рассмотрения судом заявлений и в Федеральном законе, и в Кодексе является избыточным дублированием одних и тех же норм в различных законодательных актах.
Следует также обратить внимание на то, что порядок гражданского судопроизводства в федеральных судах общей юрисдикции определяется Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом "О судебной системе Российской Федерации", Кодексом и принимаемыми в соответствии с ними другими федеральными законами.
Внесение изменений в Федеральный закон в части установления процессуальных сроков и действий представляется нецелесообразным, поскольку не соответствует характеру правоотношений, регулируемых Федеральным законом, предметом регулирования которого является регламентация порядка организации и проведения публичного мероприятия.
Вызывает сомнение и требует обоснования предложение о внесении дополнения в статью 211 Кодекса, устанавливающего требование о немедленном исполнении решений суда по указанным вопросам независимо от позиции заявителя и усмотрения суда.
В соответствии со статьей 212 Кодекса при наличии особых обстоятельств, вследствие которых замедление исполнения решения может привести к значительному ущербу или невозможности его исполнения, суд вправе по просьбе истца обратить решение к немедленному исполнению. Кроме того, в соответствии с частью четвертой статьи 254 Кодекса суд вправе на любой стадии производства по делу приостановить действие оспариваемого решения до вступления в законную силу решения суда.
Таким образом, Кодекс предоставляет суду право в каждом конкретном случае в пределах данной ему законом свободы усмотрения принимать необходимые решения, направленные на обеспечение защиты нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, организаций, прав и интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Как указал в своем Определении Конституционный Суд Российской Федерации, именно судебная власть, действующая на основе принципов самостоятельности, справедливого, независимого, объективного и беспристрастного правосудия, в наибольшей мере предназначена для решения споров на основе законоположений, в которых законодатель использует в рамках конституционных предписаний оценочные понятия, позволяющие правоприменителю эффективно обеспечивать баланс интересов общества и его отдельных политически организованных ассоциаций.
Помимо этого, в случае немедленного исполнения решения суда по делам данной категории предусмотренное статьей 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту, включающее в себя право на обжалование решения суда в вышестоящий суд, во многом теряет смысл.
Необходимо также учитывать, что установление предлагаемого законопроектом особого порядка рассмотрения заявлений может создать препятствия для выполнения органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления обязанностей по обеспечению общественного порядка и безопасности граждан, оказанию им при необходимости неотложной медицинской помощи и других обязанностей, предусмотренных статьей 12 Федерального закона, а следовательно, повлечь за собой нарушение прав и законных интересов участников публичного мероприятия и лиц, которые могут находиться в месте его проведения в определенное для этого время.
На основании изложенного Правительство Российской Федерации законопроект в представленной редакции не поддерживает.
Заместитель Председателя |
В. Володин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.