Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 16666-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" (далее - законопроект) подготовлен для установления особых правил землепользования землями сельскохозяйственного назначения в целях их рационального и эффективного использования.
Земля, как природный плоскостной объект, отличается от рукотворных объектов тем, что ее свойства потенциально не ограничены: возможно использование земельных участков как в качестве пространственного базиса размещения самых различных объектов, так и в качестве средства производства, что, в первую очередь, актуально именно для отрасли сельского хозяйства.
В настоящее время перевод земельных участков сельскохозяйственных угодий из категории земель сельскохозяйственного назначения в другие категории носит массовый характер, что, в конечном счете, может негативно сказаться на сельскохозяйственном производстве.
Частью 1 статьи 7 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях. Между тем, перечень документов, необходимый для приятия решения о переводе земельного участка, в том числе земельного участка сельскохозяйственного назначения, установленный частью 4 статьи 2 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", не позволяет объективно оценить исключительность случая перевода земельного участка сельскохозяйственного назначения и отсутствие иных вариантов размещения промышленных и других объектов, дорог, карьеров и т.д., кроме как на испрашиваемом к переводу земельном участке.
Особенности перевода земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию, установленные статьей 7 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", также не предусматривают представление дополнительных доказательств исключительности случая перевода земельного участка, как, например, акт выбора и обследования земельного участка под строительство промышленного объекта, подготовленный в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации; лицензия и горноотводной акт на добычу полезных ископаемых и т.д.
Минимизированный перечень документов, необходимых для перевода земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другие категории, способствует выводу из оборота земельных участков сельскохозяйственного назначения зачастую не в исключительных случаях.
Кроме того, в соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 3 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в рассмотрении ходатайства может быть отказано в случае, если к ходатайству приложены документы, состав, форма или содержание которых не соответствуют требованиям земельного законодательства.
Между тем, статьей 1 Федерального закона "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что правовое регулирование отношений, возникающих в связи с переводом земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую, осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Следовательно, перевод земельных участков из одной категории в другую регулируется не только земельным законодательством, а в целом действующим законодательством.
Учитывая изложенное, в целях системного и обоснованного подхода к рассмотрению ходатайств заинтересованных лиц о переводе земельных участков из категории земель сельскохозяйственного назначения в другие категории законопроектом предлагается внесение изменений в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в части установления субъектом Российской Федерации перечня документов для перевода земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения в другие категории и расширения оснований для отказа в рассмотрении ходатайства исходя из законодательства Российской Федерации в целом.
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
Принятие федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не потребует дополнительных расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, дополнению или принятию в связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую"
В связи с принятием федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения или принятия каких-либо актов федерального законодательства.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.