Заключение Комитета Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству
на проект федерального закона N 583004-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже"
Досье на проект федерального закона
Проект федерального закона N 583004-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" (в части совершенствования норм в связи с изменением положений Типового закона о международном торговом арбитраже), внесенный Правительством Российской Федерации (далее - законопроект), как следует из пояснительной записки, направлен на согласование положений действующего российского законодательства о международном коммерческом арбитраже с признанными на международном уровне законодательными подходами по ключевым аспектам регулирования практики международного коммерческого арбитража.
В основу законопроекта положены дополнения к Типовому закону о международном торговом арбитраже 1985 года (далее - Типовой закон), которые были приняты в 2006 году Комиссией Организации Объединенных Наций по праву международной торговли.
Новое регулирование формы арбитражного соглашения в соответствии с Типовым законом предлагает два варианта (в первом варианте подробно описываются возможные пути удовлетворения требования о письменной форме с учетом современной, практики заключения коммерческих договоров, а второй вариант, названный "альтернативным", полностью исключает требования к форме соглашения). В законопроекте совершенно оправдано предпочтение отдано первому варианту.
Новые положения Типового закона в области обеспечительных мер, рекомендованы всем государствам для учета во внутреннем законодательстве и предусматривают применение обеспечительных мер международными коммерческими арбитражными судами вне зависимости от того, находится место арбитражного разбирательства на территории конкретного государства или за границей.
Общее положение, выраженное как в Федеральном законе, так и в Типовом законе, и закрепляющее полномочие арбитража (третейского суда) выносить по просьбе любой стороны определение о принятии обеспечительных мер, осталось неизменным. Вместе с тем проектом федерального закона вводятся дополнительные положения о возможности вынесения решения относительно обеспечительных мер в любой форме, об условиях принятия обеспечительных мер, о временном характере таких мер. Наряду с указанными положениями, в проекте федерального закона урегулированы основания (условия) применения обеспечительных мер, вынесенных по заявлению стороны третейского разбирательства без уведомления другой стороны, предварительных постановлений, действующих в определенных временных рамках; определен особый режим предварительного постановления, в частности, установлено, что оно имеет силу лишь для сторон и не имеет статуса арбитражного решения, а следовательно, не может быть исполнено в принудительном порядке, посредством выдачи исполнительного листа; предусмотрены возможность изменения, приостановления и отмены обеспечительной меры или предварительного постановления, а также предоставление встречного обеспечения.
Такое более подробное регулирование по вопросам обеспечительных мер несомненно соответствует признанным на международном уровне законодательным подходам по регулированию международного коммерческого арбитража. Вместе с тем, по мнению Комитета, в законопроекте не достает норм, которые бы предусматривали механизм признания и приведения в исполнение государственными судами принимаемых третейским судом обеспечительных мер. Отсутствие подобных правил снижает эффективность института обеспечительных мер.
Изменение статьи 35 Федерального закона предусматривает исключение из перечня документов, предоставляемых в суд для признания и приведения в исполнение арбитражного решения, арбитражного соглашения, которое может заключаться не только путем его подписания, но совершением определенных действий. Для реализации права на признание и приведение в исполнение арбитражного решения достаточным будет предоставление только подлинного арбитражного решения или его заверенной копии.
Однако, такой подход не вполне согласуется с предъявляемыми при обращении в государственный арбитражный суд за признанием и приведением в исполнение арбитражного решения требованиям к документам, составленным на иностранном языке, поскольку в соответствии с ч. 5 ст. 75, п. 6 ч. 3 ст. 242 и ч. 2 ст. 255 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК) указанные документы при предъявлении в арбитражный суд Российской Федерации должны сопровождаться их надлежащим образом заверенным переводом на русский язык.
На основании изложенного принятие указанного законопроекта может потребовать внесения изменений в АПК.
Кроме того, проектом федерального закона вводится ряд положений, призванных уточнить существующие нормы российского законодательства, регулирующие правоотношения, связанные с международным коммерческим арбитражем. Однако законопроект содержит не все изменения, которые следовало бы внести в положения Закона Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже", содержание которых уже не отражает существующее регулирование. Так, п. 2 ст. 6 Закона Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" предусматривает, что функции, указанные в п. 3 ст. 16 и в п. 2 ст. 34, выполняется Верховным Судом республики в составе Российской Федерации, краевым, областным, городским судом, судом автономной области и судом автономного округа по месту арбитража. Поскольку в соответствии с АПК указанные функции перешли к компетенции государственных арбитражных судов, в указанную норму необходимо внести соответствующие изменения.
Законопроект не содержит специальных правил о вступлении его положений в силу. В связи с тем, что предлагаемые изменения потребуют приведения регламентов арбитражных институтов в соответствие с указанным законом, а также создание условий для выполнения новых положений закона, по мнению Комитета, целесообразно отсрочить момент вступления в силу предусмотренных законопроектом изменений на определенный срок (три-четыре месяца).
На основании изложенного Комитет Государственной Думы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 583004-5 "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О международном коммерческом арбитраже" (в части совершенствования норм в связи с изменением положений Типового закона о международном торговом арбитраже), внесенный Правительством Российской Федерации.
Председатель Комитета |
П.В. Крашенинников |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.