Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 17689-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"
Досье на проект федерального закона
Согласно статистическим данным, на сегодняшний день каждый третий взрослый житель в странах Запада является акционером, при чем в большинстве случаев он владеет акциями предприятия, на котором осуществляет свою трудовую деятельность.
Акционерные общества работников - одна из наиболее распространенных в мире форм коллективных предприятий. Во Франции закон, предусматривающий создание акционерных обществ с участием рабочих, был принят еще в 1917 году. Аналогичные законы были изданы в последние годы во многих странах - в Англии, Испании, Италии, Израиле, Южной Корее, Японии, Венгрии, Польше.
Весьма показателен и полезен опыт Соединенных Штатов Америки. Практика привлечения персонала в качестве совладельцев акционерных компаний впервые появилась в США в 50-х годах в соответствии с "Планом участия работников в акционерной собственности" (Employee Stock Ownership Plan - ESOP) и заметно интенсифицировалась в середине 70-х гг., после принятия в 1974 г. Закона о гарантиях пенсионного обеспечения работников (Employee Retierement Income Security Act - ERISA), предоставившего налоговые льготы компаниям, реализующим ESOP. К апрелю 2001 года в США было порядком 11.500 предприятий с полной или частичной собственностью рабочих, на которых были заняты 8,5 млн. человек. Среди этих фирм 5% являлись ОАО, а 95% - ЗАО.
Средний процент собственности рабочих в американских ОАО составляет 10-15%. В то время, как обычные фирмы имеют число занятых от 20 до 500 человек, в фирмах с преимущественной собственностью рабочих их гораздо больше: Lifetouch (15.000 служащих), TTC, Inc (30.000 служащих), Publix Supermarkets (109.000 служащих), Science Application (39.000 служащих).
Если в начале 80-х такая форма предприятия была свойственна для небольших частных корпораций, то к началу 90-х гг. собственность работников стала быстро распространяться в том числе и на крупные или публичные корпорации. Так, в числе крупнейших американских компаний, учредивших планы ESOP, можно назвать "Полароид", "Филипс петролиум", "Шеврон", "Проктел энд Гэмбл", "МакдонелДуглас", "Крайслер" и др. Произошло распространение собственности работников даже в крупных компаниях военно-промышленного комплекса. Среди них такие промышленные гиганты, как "Грумман" (доля собственности работников 31,5%), "МакдонелДуглас" (24,4%), "Нортроп" (22%), "Роквел Интернэшнл" (25,8%), "Локхид" (20%), "Текстрон" (21,3%).
В нашей же стране наибольшими долями акций российских акционерных обществ трудящиеся владели после периода приватизации. Но доход от владения акциями многих предприятий был столь низок, что их сотрудники не ощущали себя собственниками какого-либо капитала. Они просто не понимали назначение этих бумаг и старались их продать или подарить. К тому же, в это время в России получили распространение практика агрессивных слияний и поглощений и, соответственно, скупка акций трудовых коллективов.
Принятый в 1998 году Федеральный Закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" должен был привести к стремительному росту организаций, в которых контрольный пакет акций принадлежит трудовому коллективу. Однако до настоящего времени зарегистрировано всего около 150 предприятий такого типа.
Нельзя не отметить, что распределение ценных бумаг среди членов трудового коллектива имеет свои неоспоримые преимущества. Заинтересованность сотрудника в прибыли компании мотивирует его работать продуктивнее и ответственно относиться к имуществу фирмы. Массовое владение акциями в будущем окажет позитивное влияние на развитие российского фондового рынка. Схема управления народным предприятием сводит к минимуму возможность его рейдерского захвата.
Видится, что внесение изменений в Федеральный Закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" станет необходимой мерой, предназначенной для увеличения количества народных предприятий и упрощения порядка их создания.
Настоящим законопроектом отменятся требование к количеству акций (не менее 49%), которым должны обладать работники к моменту принятия решения о создании народного предприятия.
Проектом закрепляется, что работникам народного предприятия должно принадлежать количество акций народного предприятия, номинальная стоимость которых составляет более 51 процентов его уставного капитала (а не 75 процентов, которые установлены в настоящее время). Введение именно такого количественного показателя отвечает требованиям разумности и эффективности и соответствует мировому опыту (например, именно 51% акций предприятия должны обладать работники Испании, чтобы преобразовать его в трудовое акционерное общество).
Законопроектом снижается необходимая среднесписочная численность работников предприятия с 51 человека до 10, отменяются требования к минимальному размеру уставного капитала народного предприятия и к максимальному числу акционеров народного предприятия. Эти нормы направлены на упрощение и оптимизацию порядка преобразования организаций в народное предприятие.
Вводится запрет на осуществление иных форм сделок с акциями работников, кроме договора купли-продажи.
Законопроектом вводится запрет совмещения должностей генерального директора и председателя наблюдательного совета. Такое совмещение исполнительно-распорядительных и контрольных функций зачастую влечет за собой злоупотребление полномочиями, что негативно сказывается на эффективности работы предприятия.
Финансово-экономическое обоснование к проекту федерального закона " О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"
Принятие проекта Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)" не потребует дополнительных расходов из средств федерального бюджета.
Перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению, дополнению или принятию в связи с принятием Федерального закона " О внесении изменений в Федеральный закон "Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)"
В связи с принятием данного Федерального закона не потребуется признания утратившими силу, приостановления, изменения, дополнения или принятия других законодательных актов.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.