Заключение Комитета Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей
по проекту федерального закона N 587070-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подготовки лиц, желающих взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей", внесенному Правительством Российской Федерации
Досье на проект федерального закона
В соответствии с решением Совета Государственной Думы от 08.09.2011 г. (выписка из протокола заседания Совета Государственной Думы N 297) Комитет по вопросам семьи, женщин и детей рассмотрел проект федерального закона N 587070-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подготовки лиц, желающих взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей", внесенный Правительством Российской Федерации, и сообщает.
Законопроектом предлагается внести изменения в Семейный кодекс Российской Федерации и Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации, связанные с введением обязательной подготовки граждан, желающих стать усыновителями, опекунами (попечителями) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Так, законопроектом предусматривается дополнение статей 127, 146 и 153 Семейного кодекса Российской Федерации нормами, устанавливающими, что не могут быть усыновителями, опекунами (попечителями), приемными родителями лица, не прошедшие в установленном порядке программу подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей. При этом, отчим (мачеха) детей, которые фактически уже воспитывают детей и совместно с ними проживают; близкие родственники детей; лица, которые являются или являлись усыновителями, опекунами (попечителями) и в отношении которых усыновление не было отменено, либо которые не были отстранены от исполнения обязанностей опекунов (попечителей), такую подготовку проходить не должны.
Разработку требований к содержанию программы и форму свидетельства о прохождении такой подготовки на территории Российской Федерации предлагается возложить на уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти. Сами же программы обучения будут разрабатываться органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Финансирование обучения предполагается осуществлять за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Законопроектом также предусматриваются отдельные правила обучения для иностранных граждан, лиц без гражданства и граждан Российской Федерации, постоянно проживающих за пределами Российской Федерации и желающих взять на воспитание ребенка из России. Так, иностранные граждане могут либо представлять документы о прохождении подготовки на территории государства, в котором они постоянно проживают, с учетом тематики и в объеме не менее, чем это предусмотрено примерной программой, либо пройти соответствующую подготовку на территории Российской Федерации.
Законопроектом предлагается внести изменения в статью 271 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые дополняют перечень документов, прилагаемых к заявлению об усыновлении, документом, подтверждающим прохождение соответствующей подготовки кандидата в усыновители.
Комитет в полной мере поддерживает концепцию рассматриваемого законопроекта, и считает, что его принятие положительным образом скажется на процессах устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи, позволит такой категории детей избежать психологических травм при их адаптации в новой семье, послужит защите прав и законных интересов детей, передаваемых на воспитание в семьи, а также позволит сократить случаи отказа от детей и возвращения их в учреждения для детей, оставшихся без попечения родителей.
В то же время отмечаем следующее. Законопроектом предусматривается, что каждый субъект Российской Федерации разрабатывает и утверждает свою программу и порядок подготовки лиц, желающих принять на воспитание в свою семью ребенка. Таким образом, при применении указанной нормы возможна ситуация, когда соответствующий орган власти одного субъекта Российской Федерации может отказать лицу, желающему взять ребенка и прошедшему обучение на территории иного субъекта Российской Федерации. Причиной отказа может послужить то, что программа подготовки отличается от программы, утвержденной на территории того субъекта Российской Федерации, в котором проживает ребенок. По мнению Комитета, в законопроект целесообразно включить положение о том, что программы обучения, утверждаемые субъектами Российской Федерации, признаются на территории всей Российской Федерации и прохождение повторного обучения по программе именно того субъекта Российской Федерации, на территории которого будет осуществляться усыновление либо устройство под опеку (попечительство), не требуется.
Указанные замечания могут быть устранены при подготовке законопроекта ко второму чтению.
Учитывая изложенное, Комитет Государственной Думы по вопросам семьи, женщин и детей рекомендует Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации принять проект федерального закона N 587070-5 "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам подготовки лиц, желающих взять на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей" в первом чтении.
Председатель Комитета |
Е.Б. Мизулина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.