Заключение Комитета Государственной Думы по собственности
по проекту федерального закона N 593132-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "О кредитной кооперации"
(в части особенностей банкротства кредитных кооперативов)
Досье на проект федерального закона
Комитет Государственной Думы по собственности рассмотрел проект федерального закона N 593132-5 "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "О кредитной кооперации" и отмечает следующее.
В соответствии с параграфом 4 Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" установлены ряд особенностей банкротства финансовых организаций, к которым отнесены кредитные организации, страховые организации, профессиональные участники рынка ценных бумаг, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов.
Согласно законопроекту в указанный перечень предусматривается включить кредитные потребительские кооперативы (далее - кредитные кооперативы). При этом с учетом специфики кредитного кооператива как особого вида финансовой организации, осуществляющей привлечение денежных средств своих членов (пайщиков) и последующее предоставление этим пайщикам займов, законопроект устанавливает некоторые особенности в отношении мер по предупреждению банкротства кредитных кооперативов и проведению процедур банкротства.
В частности, законопроектом предусмотрено, что арбитражный управляющий в деле о банкротстве кредитного кооператива должен сдать экзамен по программе подготовки в делах о банкротстве кредитных кооперативов.
Правом на обращение в суд с заявлением о признании кредитного кооператива банкротом наделяется саморегулируемая организация, членом которой является кооператив, в том случае, если ею обнаружены признаков банкротства кооператива.
Законопроектом устанавливаются случаи применения мер по предупреждению банкротства кредитного кооператива:
- неоднократное в течение одного года нарушение установленных финансовых нормативов;
- вынесение федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере кредитной кооперации (далее - государственный контрольный орган) предписания о запрете на привлечение денежных средств, прием новых членов и выдачу займов. При наличии указанных оснований кредитный кооператив обязан направить в государственный контрольный орган план восстановления платежеспособности.
В соответствии с предусмотренными законопроектом особенностями исполнения обязательств перед кредиторами кредитного кооператива в первую очередь подлежат удовлетворению требования пайщиков кооператива - физических лиц по заключенным с ними договорам передачи личных сбережений в сумме, не превышающие 700 000 рублей. Требования пайщиков - физических лиц, превышающие указанную сумму, подлежат удовлетворению первыми в составе третьей очереди кредиторов, пайщиков - юридических лиц - вторыми в составе третьей очереди кредиторов.
Согласно законопроекту члены правления кредитного кооператива при банкротстве последнего несут солидарно субсидиарную ответственность в пределах сумм своих паенакоплений в случае, если банкротство кооператива наступило в результате действий (бездействия) указанных лиц.
Изменения, вносимые в Федеральный закон "О кредитной кооперации" направлены на уточнение полномочий государственного контрольного органа в части предупреждения банкротства кредитных кооперативов, назначения временной администрации в случае начала процедуры банкротства.
Комитет по собственности поддерживает концепцию законопроекта, поскольку его принятие будет способствовать защите прав граждан - членов кредитных кооперативов, повышению финансовой устойчивости кредитных кооперативов, совершенствованию системы "раннего" предупреждения об ухудшении финансового положения таких кооперативов и наступлении угрозы банкротства.
По мнению Комитета по собственности положение законопроекта о предоставлении саморегулируемой организации, членом которой является кредитный кооператив, права на обращение в суд о признании такого кооператива банкротом, является новеллой в законодательстве о банкротстве, которое таким правом наделяет либо кредитора (конкурсного кредитора или уполномоченный государственный орган по обязательным платежам), либо сам должник. В этой связи предоставление саморегулируемой организации права обращения в суд о признании кредитного кооператива банкротом нуждается в дополнительном обсуждении в аспекте предупреждения возможности злоупотребления таким правом в целях ограничения конкуренции.
С учетом вышеизложенного Комитет Государственной Думы по собственности поддерживает концепцию проекта федерального закона N 593132-5 "О внесении изменения в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" и Федеральный закон "О кредитной кооперации" и рекомендует Государственной Думе принять его в первом чтении.
Председатель Комитета |
В.С. Плескачевский |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.