Пояснительная записка
к проекту федерального закона N 3735-6 "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
(об установлении ответственности лиц, обладающих специальной физической или спортивной подготовкой в области силовых единоборств)
Досье на проект федерального закона
Многие спортсмены, имеющие специальную подготовку в области силовых и смешанных единоборств (ушу, каратэ, айкидо, тейквондо, джиу-джитсу, дзюдо, самбо) занимаются в платных секциях и в таких условиях, как правило отсутствует серьезная и ответственная воспитательная работа.
Тем более, что "спортивная" теневая экономика включает в себя организацию и проведение состязаний типа боев без правил, в результате чего резко возрастает возможность причинения телесных повреждений сопернику, вплоть до его лишения жизни.
Средства массовой информации приводят статистические данные негативных явлений начинающими спортсменами, получающими специальную подготовку в области силовых единоборств: рэкет - 35%, хулиганство - 30%, воровство - 40%, спортивный подлог - 30%, ростовщичество - 15%, иные - 2%, что отождествляется с нарушением учащимися спортивных школ спортивной этики с уголовно-наказуемыми деяниями.
Этим подтверждается и уголовное дело об убийстве 19-летнего Ивана Агафонова 25-летним спортсменом, уроженцем Дагестана, чемпионом мира Расулом Мирзаевым по смешанным единоборствам, обладающего навыками рукопашного боя, имевшего заведомое превосходство над убитым.
Умышленное причинение вреда здоровью человека в ходе проведения спортивных состязаний - весьма распространенное явление, которое обычно не влечет за собой уголовную ответственность для нападающего при таких видах профессионального и любительского спорта, которые предполагают контактный поединок спортсменов силовых единоборств (каратэ, рукопашный бой, самбо и др.).
Авторы законопроекта предлагают включить в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" правовую норму об установлении ответственности лиц, обладающих специальной физической или спортивной подготовкой в области силовых единоборств, так как отсутствие правовой нормы в базовом законе мешает устанавливать в качестве отягчающего наказания лицам, обладающим специальной физической или спортивной подготовкой в области силовых единоборств, которые совершили преступление: убийство, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью граждан.
Владение лицами навыками боевых искусств является по сути дела применением оружия, которое они применяют сознательно, ожесточенно и безжалостно, пользуясь превосходством над другими гражданами и надеясь на защиту со стороны спортивных обществ и тренеров, которые могут найти многочисленные смягчающие мотивы преступления.
В зарубежной практике есть многочисленные случаи, когда наличие у подсудимого навыков в области силовых единоборств приравнивается к использованию оружия и поэтому приравнивается к обстоятельствам, отягчающим наказание.
Однако, в Федеральном законе "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" отсутствует правовая норма об установлении ответственности лиц, обладающими специальной или физической подготовкой в области силовых единоборств при использовании ими имеющихся навыков к беззащитным гражданам.
Владение навыками боевых искусств должно быть отягчающим обстоятельством для лиц, так как при использовании ими навыков силовых единоборств к гражданам может повлечь самые серьезные последствия для здоровья граждан, вплоть до смерти.
Принятие проекта федерального закона не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, выпуск государственных займов, изменение финансовых обязательств, внесения изменений в другие федеральные законы, которые предусматривают расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерацию.
Авторы законопроекта одновременно с вносимым законопроектом подготовили законопроект "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" (по вопросу установления мер наказания за преступления, совершаемые лицом, обладающим специальной физической или спортивной подготовкой в области силовых единоборств).
Финансово-экономическое обоснование проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (об установлении ответственности лиц, обладающих специальной физической или спортивной подготовкой в области силовых единоборств)
Принятие проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (об установлении ответственности лиц, обладающих специальной физической или спортивной подготовкой в области силовых единоборств) не предусматривает введение или отмену налогов, освобождение от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств, внесения изменений в другие федеральные законы, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, не потребует дополнительного увеличения численного состава федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень законодательных актов, подлежащих разработке и введению в действие или отмене, в связи с принятием проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (об установлении ответственности лиц, обладающих специальной физической или спортивной подготовкой в области силовых единоборств)
В случае принятия проекта федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" (об установлении ответственности лиц, обладающих специальной физической или спортивной подготовкой в области силовых единоборств) не потребуется внесения изменений и дополнений в другие законодательные акты Российской Федерации.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.