Заключение Комитета Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности от 24 ноября 2011 г. N 3.16-07/847
"О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятому Государственной Думой 18 ноября 2011 года
Досье на проект федерального закона
Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности на своем заседании 24 ноября 2011 года рассмотрел Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон) и отмечается следующее.
Федеральный закон в соответствии со статьей 106 Конституции Российской Федерации подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.
Основной целью Федерального закона является индексация ставок акцизов на подакцизную продукцию период 2012 - 2014 годы. Для этого внесены изменения в главу 22 "Акцизы" части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Индексация большинства ставок акцизов производится исходя из прогнозируемого уровня инфляции на соответствующий период. Динамика акцизов на алкогольную и табачную продукцию, содержащаяся в Федеральном законе, соответствуют государственной политике противодействия потреблению табака и государственной политики по снижению масштабов злоупотребления алкогольной продукцией и профилактике алкоголизма среди населения. Поэтому установлены опережающие темпы роста по сравнению с другими подакцизными товарами ставок акцизов на табачные изделия и алкоголь. Так на сигареты с фильтром и без фильтра и папиросы ставки акциза увеличены более чем в три раза.
Ставки акцизов на алкогольную продукцию с объемной долей этилового спирта свыше 9 процентов, а также на слабоалкогольную продукцию увеличиваются в 2014 году по сравнению с 2011 годом более чем в два раза. В то же время ставки акцизов на вина натуральные повышены только на 60 процентов, на пиво с содержанием объемной доли этилового спирта от 0,5 до 8,6 процента - на 80 процентов.
Ставки акцизов на нефтепродукты на 2012 и 2013 гг. не изменились по сравнению с утвержденными Федеральным законом от 27 ноября 2010 года N 306-ФЗ. Только в 2014 году размер ставок акцизов на нефтепродукты предусмотрено увеличить на 10 процентов.
Кроме того, Федеральный закон вносит несколько изменений в ряд федеральных законодательных актов, в том числе по следующим вопросам: порядок уплаты акциза по товарам, предназначенным для экспорта; порядок учета авансового платежа при исчислении акциза на алкогольную или подакцизную спиртосодержащую продукцию; порядок уменьшения суммы налога, исчисленной при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично в границах Республики Татарстан или в границах Республики Башкортостан.
По предварительной оценке принятие Федерального закона приведет к увеличению доходов бюджета за три предстоящих года на сумму более 450 миллиардов рублей.
Учитывая изложенное Комитет Совета Федерации по экономической политике, предпринимательству и собственности рекомендует Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации одобрить Федеральный закон "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", принятый Государственной Думой 18 ноября 2011 года (постановление Государственной Думы N 6239-5 ГД от 18 ноября 2011 года).
Первый заместитель |
В.К. Гусев |
Заключение
на проект федерального закона N 589200-5 "О внесении изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" (в части индексации ставок акцизов), внесенный Правительством Российской Федерации
(первое чтение)
Рассмотрев указанный законопроект, Комитет по бюджету и налогам отмечает следующее.
Законопроектом предлагается проиндексировать на ряд подакцизных товаров ставки акцизов, ранее установленные на 2012 - 2013 годы, и установить ставки акцизов на 2014 год.
В частности, на 2 полугодие 2012 года предлагается увеличить ставки акцизов по отношению к установленным на 2012 год ставкам на следующие подакцизные товары:
на спирт этиловый, реализуемый организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза, на спиртосодержащую и алкогольную продукцию - в среднем на 18 процентов;
на табак, сигары и сигариллы, сигареты и папиросы - на 15, 11, 8 процентов соответственно.
На значительном уровне предлагается проиндексировать ставки акцизов, ранее утвержденные на 2013 год на следующие виды подакцизных товаров:
на спирт этиловый, реализуемый организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза - на 48 процентов;
на спиртосодержащую и слабоалкогольную продукцию - на 31 процент;
на крепкие алкогольные напитки - на 43 процента;
на табак, сигары и сигариллы - в среднем на 52 процента;
На. пиво на 2013 г. предусмотрена индексация ставок акциза в среднем на 14 процентов, а на сигареты и папиросы - на 20 процентов.
При установлении на 2014 год ставок акцизов на спирт этиловый и коньячный, (реализуемый организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза), на спиртосодержащую продукцию, алкогольную продукцию (за исключением вин натуральных), все виды табачных изделий также предлагается применить коэффициенты индексации, значительно превышающие прогнозируемый уровень инфляции.
Так, на спирт этиловый, спиртосодержащую и алкогольную продукцию на 2014 год предлагается установить ставки акцизов, превышающие ставки акцизов на эти товары, предлагаемые на 2013 год, на 25 процентов, на пиво - на 20 процентов, на табачную продукцию - в среднем на 47 процентов.
Таким образом, ставки акцизов на 2014 год на спирт этиловый, реализуемый организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза, предлагается установить выше ставки акциза, ранее утвержденной на 2013 год, - на 85 процентов, на спиртосодержащую продукцию - на 63 процента, на крепкие алкогольные напитки - на 79 процентов, на слабоалкогольную продукцию - на 63 процента, на пиво - в среднем на 37 процентов, на табачную продукцию (кроме сигарет и папирос) - в среднем на 125 процентов, на сигареты и папиросы - на 74 процента.
На автомобили, топливо, моторные масла и прямогонный бензин и вина натуральные (за исключением шампанских) предлагается установить ставки акцизов с учетом прогнозируемого уровня инфляции.
На вина шампанские предлагается установить ставку акциза, превышающую утвержденную на 2013 год всего на 4 процента. Это соответствует ранее принятой политике направленной на поддержку производителей шампанских вин.
Без изменений законопроектом предлагается оставить ставки акцизов на 2012-2013 г.г. на все вина, автомобили, топливо, моторные масла и прямогонный бензин.
Также на 1 полугодие 2012 г. предлагается оставить на прежнем уровне ставки акцизов на спирт этиловый, реализуемый организациям, не уплачивающим авансовый платеж акциза, на спиртосодержащую, алкогольную и табачную продукции, а на 2012 г. - ставки акцизов на пиво.
Комитетом поддерживается позиция по установлению более высоких ставок акцизов на товары, употребление которых сопряжено с большим риском для здоровья граждан. Это позволит стимулировать снижение уровня производства указанных товаров, в частности, табачных изделий и крепких алкогольных напитков, а также явится ценовой и налоговой мерой, направленной на снижение доступности алкогольной и табачной продукции для населения, особенно для молодежи.
В связи с этим, Комитет поддерживает предложение об индексации на 2012 - 2013 годы и об установлении на 2014 год ставок акцизов на крепкие алкогольные напитки на уровне, превышающем уровень индексации ставок акцизов на слабоалкогольные напитки, а также о значительном уровне индексации специфической составляющей ставки ставок акцизов на табачную продукцию.
Вместе с тем, Комитет считает целесообразным на этапе подготовки законопроекта ко второму чтению рассмотреть вопрос о поквартальной, а не ежегодной (как это предусматривается законопроектом) индексации ставок акцизов на вышеуказанные товары. Данная мера позволила бы создать условия для минимизации негативных последствий резких скачков ставок акцизов в виде спада объемов производства у отечественных производителей данной подакцизной продукции.
Кроме того, обращается внимание, что рассматриваемый проект федерального закона не учитывает вступающих в силу с 1 июля 2012 года изменений, внесенных Федеральных законом от 18.07.2011 N 218-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу Федерального закона "Об ограничении розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе" в перечень подакцизных товаров, приведенный в статье 181 Налогового кодекса Российской Федерации, а также в определения этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции, данные Федеральным законом от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции".
Также следует учитывать, что наименования подакцизной табачной продукции, приведенные в статье 193 Налогового кодекса, необходимо привести в соответствие с наименованиями видов табачной продукции, данными в Федеральном законе от 22.12.2008 N 268-ФЗ "Технический регламент на табачную продукцию".
С учетом изложенного, Комитет рекомендует Государственной Думе принять в первом чтении проект федерального закона N 589200-5 "О внесении изменения в статью 193 части второй Налогового кодекса Российской Федерации" при условии доработки его ко второму чтению с учетом изложенных в настоящем заключении замечаний.
Председатель Комитета |
Ю.В. Васильев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.